?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Удобная обувь, удобное освещение

 
Удобная обувь, удобное освещение

Удобная обувь, удобное освещение

При проектировании освещения в обувных магазинах следует учитывать их особую специфику. Товар, в основном, изготовлен из кожи или замши, а данный материал под воздействием нагрева от ламп может деформироваться, поэтому необходимо выдерживать определенную дистанцию между светильником и товаром. И, поскольку в цветовой гамме продукции нередко преобладают темные тона, поглощающие свет, необходимо создавать достаточную освещенность.


Компания «Тринова» предоставляет полный комплекс услуг: от разработки концепции освещения до монтажных работ. Специализация компании: офисы и общественные зоны, торговые и выставочные площади, гостиницы и рестораны, архитектурное и наружное освещение. Компания «Тринова» обладает собственным современным оборудованием для изготовления светотехнических изделий любой сложности. Для производства светильников используются компоненты ведущих мировых производителей светодиодов, ламп и ПРА.

Сити-парк «Град» в Воронеже — уникальный комплекс торговли и отдыха. Воронежцев не смущает, что он расположился, фактически, за городом — на трассе Воронеж – Москва, в районе поселка Ямное. Это направление в народе называют местной «Рублевкой», поэтому построить тут современный торгово-развлекательный комплекс с хорошими подъездами для машин, с новейшим дизайном помещений и новыми инженерными решениями было поистине «проектом века». В отличие от наскоро переоборудованных под торговлю бывших производственных ангаров или складов, помещения в сити-парке «Град» специально создавались для специализированных торговых точек. Магазины, расположенные в комплексе, представляют собой своеобразную выставку не только продаваемого товара, но и современных технологий дизайна. А освещение, как неотъемлемый элемент дизайна торговых помещений, создает свой, в каждом случае особый, колорит.

Разный ассортимент, разные названия, разные витрины и, что немаловажно, совершенно разный подход к «световому» оформлению. Из этого многообразия нас больше всего заинтересовало освещение в обувном магазине Obuv.com.

Идея и проект

Как комментирует разработчик проекта — компания «Тринова» — основным принципом проектирования было создание равномерной освещенности по залу и расстановка световых акцентов на приоритетных товарах. При расчётах учитывается фактура и цвет отделки стен, пола, потолка и используются фотометрические данные световых приборов из баз данных производителей.

Какими могут быть самые современные и необычные решения светодизайна для магазина, торгующего обувью средней ценовой категории? А почему бы не выполнить освещение полностью с помощью металлогалогенных ламп? Специалистам известно, что металлогалогенные лампы используются, прежде всего, для акцентного освещения. Что мешает создать дизайн обувного магазина с помощью этого приёма?

Светильники на МГЛ обладают большим световым потоком, чем светильники на КЛЛ

Изначально, в концепте данного магазина для общего освещения, архитектором были заложены светильники с КЛЛ (компактной люминесцентной лампой) 2×26 Вт, но с учетом высоты потолков (более 3 м), были установлены светильники Lugstar p/t MH производства польской компании LUG под МГЛ (металлогалогенную лампу) 70 Вт.

Для общего освещения используются светильники Lugstar p/t MH

Как показал светотехнический расчет, для создания требуемого уровня общей освещенности, не менее 1000 лк, пришлось бы использовать значительно большее количество светильников под КЛЛ, что повлекло бы за собой увеличение стоимости проекта, общей потребляемой мощности и стоимости дальнейшей эксплуатации магазина. Сопоставив все расчетные данные, стала очевидна целесообразность использования на данном объекте именно светильников с МГЛ.

Для акцентирующего освещения пристенного оборудования здесь использованы шинопроводные светильники Calido производства немецкой фирмы RZB с металлогалогенными лампами мощностью 70 Вт, они располагаются по периметру потолка с шагом около 1 м на расстоянии 1,8 м от стены.

Акцентное освещение осуществляется светильниками RZB Calido

Такой приём позволяет выделить периметр магазина, добавляет яркости освещению, позволяет расставить необходимые акценты и оживляет обстановку торгового зала.

Работа над проектом освещения магазина делится на следующие этапы:

  1. Разработка концепции — на её основании создаются проекты освещения для всех последующих магазинов сети.
  2. Светотехнический расчет, в котором создается трехмерная модель магазина с расстановкой торгового оборудования по залу, выбирается тип светильников, их мощность и расположение.
  3. Отображение светотехнического оборудования на планах с указанием размерных привязок, мощностей и типов приборов, составление спецификации.
  4. Разработка электротехнического проекта.

Проектирование освещения на начальной стадии позволяет увязать различные инженерные сети и избежать возможных проблем при монтаже.


Всё светотехническое оборудование комплектуются ЭПРА, что заметно снижает вес светильника, увеличивает срок службы ламп, а также повышает энергоэффективность. Кроме этого, преимуществом ЭПРА является низкий уровень пульсаций. Лампы используются только нового поколения, c улучшенным индексом цветопередачи (Ra = 85). Все это позволило создать весьма комфортную «световую среду» в магазине. 

«Театральное» освещение

Немаловажную роль в оформлении магазина играет грамотно спроектированное освещение. Главная цель освещения торгового помещения — повысить привлекательность представленного товара, показать его с выгодной стороны, тем самым, стимулируя человека к совершению покупки, а иногда и вообще к посещению того или иного магазина. Важно создать особенную атмосферу, но, в идеале, свет не должен «выбиваться» из общей концепции дизайна, предложенной архитектором.

Для освещения магазинов сегодня используются разные приемы. Если раньше вариантов выбора освещения было немного — все мы помним люминесцентные лампы с плохим спектром, которые использовали во всех госучреждениях и во всех магазинах в том числе, то сегодня есть осветительное оборудование, которое способно украсить, акцентировать, органично вписаться в любое дизайнерское решение. Это оборудование совершенно разное по конструкции, мощности, стилю, дизайну и, главное, по своим характеристикам. Поэтому при создании проекта освещения магазина заказчик может руководствоваться не только выделенным бюджетом, но и такими понятиями, которые раньше были неприменимы к слову «магазин». С помощью оригинального света можно сделать настоящий «салон», «клуб», «театр», где покупатель может быть как зрителем в общей массе зала, так и участником представления, если захочет.

Параметры светильников, использованных при освещении магазина

МодельLUG Lugstar p/t MHRZB Calido
Типдаунлайтпрожектор для шинных систем
Источник светаМГЛМГЛ
Мощность70/150 Вт (в зависимости от модификации)35/70 (в зависимости от модификации)
ЦокольRx7sHIT-TC-CE
Угол распределения света61°15°, 35° (в зависимости от модификации)
Световой поток, лм6500/144003200/6400

Общая равномерная засветка, в основном применяемая для больших торговых площадей — вполне уместный в своем роде прием, но всё же для современных специализированных магазинов — это архаизм. Сегодня, в условиях конкуренции, клиента нужно привлекать не только ассортиментом, но и дизайном самого торгового помещения. А если помещение обычное, стандартное, то что, как ни грамотно выставленный свет, может сделать его привлекательным в глазах клиента?

Металлогалогенная лампа — газоразрядная лампа, в которой электрический разряд происходит в среде, содержащей, кроме инертных газов (ксенона и аргона), небольшое количество паров металла и галогенидов некоторых металлов (например, галлия, натрия). Путем подбора определенного состава наполнителя из данных компонентов, получают световое излучение нужного спектра.

Светоотдача металлогалогенной лампы составляет в среднем 70 – 90 лм/Вт, срок службы — около 10000 часов. Другим важным преимуществом МГЛ является качественная цветопередача.


В магазине Obuv.com помещение представляет собой Г-образный торговый зал с белыми полками витрин, без встроенной подсветки. Причем, на полках обувь размещена вместе со стопками коробок. Тем самым демонстрируется открытость и доступность в рамках позиционирования магазина как салона обуви для всей семьи. Действительно, делать встроенный свет в самих витринах в таком контексте было бы неуместно. Поэтому здесь была сделана ставка на «театральное» освещение, с яркими акцентами. Витрина является «лицом», располагающим покупателя зайти внутрь, поэтому освещению витрины уделяется особое внимание. Несколько продольных секций с разнонаправленными светильниками, как в большой телестудии, будто бы размещены хаотически, без всякой задумки, только для того, чтобы «было светло». Но, если приглядеться, окажется, что это не так.

«Театральный свет» делает своё дело, даже если клиент ещё не вошел внутрь. Кажется, что витрины — сцена, а проходы — затемненный зрительный зал, где клиент будет чувствовать себя «в тени» рассматривая, выбирая и примеряя обувь. Ведь процесс выбора обуви — дело почти интимное и не всегда хочется ловить на себе взгляды зевак. «Театральный свет» создает то самое настроение, когда обувь — в центре внимания, а покупатель остается в тени.

Но ощущение темноты в проходах весьма субъективно. Как футболист на ночном стадионе, человек, вошедший в магазин, отбрасывает сразу несколько малоакцентированных теней. При этом источник света, который бы слепил, светил «в глаза» незаметен. Я насчитал на полу как минимум три четкие тени от себя, под 30° друг от друга. Но какие именно светильники «били» в меня, понять было сложно. Свет был мягкий и ровный.

Как ни странно, придя домой, я не смог вспомнить, какие были по форме и дизайну скамейки в этом магазине. Но ведь они обязательно были там, иначе как примерять обувь?! Значит «театральный свет» действительно выполняет свои функции, даже на уровне подсознания! И скамейки просто вычеркнуты из внимания, из памяти. Значит незаметными остаются и те, кто меряет обувь. В центре только сам товар, который я, вроде бы даже не рассматривал. Тем не менее, спустя несколько дней после посещения магазина я смог детально описать некоторые модели.

Грамотно спроектированное освещение позволяет добиться равномерного освещения обуви со всех сторон

В глубине торгового зала находится кассовая секция, за которой расположен вход в служебное помещение. Интересная деталь — вход прикрывает не дверь, а плотная штора, похожая на театральную кулису. Случайно? Может быть, но снова возникает ощущение хорошо продуманного спектакля, в котором главное действующее лицо — «звезда сцены» — это правильно освещенная обувь на полках, а покупатель чувствует себя зрителем, пришедшим в храм искусства и имеющим возможность прикоснуться к великому и прекрасному, причем, в прямом смысле этого слова — «прикоснуться». Безусловно, ощущение это возникает благодаря продуманному световому дизайну.

Мнение посетителей

И, все-таки, сколь бы продвинутой ни была система освещения, окончательную оценку спектаклю дают зрители, в данном случае посетители магазина.

Юрий, 25 лет, специалист по компьютерной технике:

— Мне кажется, что при выборе товара, свет должен быть максимально приближен к естественному дневному солнечному свету. Ведь бывает так – купил товар, вынес из магазина и понял, что купил не то, не того оттенка. Некоторые даже берут товар под залог, специально вынести «на свет», чтобы понять как «все это будет выглядеть» на улице. В этом смысле я сторонник самого обычного освещения, мне так удобнее. Что касается этого магазина, то здесь, на мой взгляд, свет максимально приближен по оттенку к обычному. В отличие от других обувных магазинов, расположенных бок о бок с этим, где по всему видно, что над освещением, подсветкой товара и дизайном витрин поработали более изощренно, здесь свет кажется естественным. А креативность освещения, когда используют какие-то невероятные «навороты» цвета и дизайна, не всегда дает покупателю удобство.

Валентина, 38 лет, медработник:

— Мы пришли, в общем-то, посмотреть просто, но заинтересовал большой ассортимент и доступная цена. Вот, ходим, смотрим, думаем. Здесь не надо вертеть ботинок в руках, направляя «от света лампы», чтобы рассмотреть его «в профиль». Свет сделан так, что освещено со всех сторон сразу. Не знаю, насколько это необычно или традиционно. Может так надо делать везде?




Похожие статьи




Комментарии к статье «Удобная обувь, удобное освещение».

van8514@gmail.com , 17.03.2011 13:54:07


Цитата
Первый раз слышу про мужскую обувь в глубинке
— описка по Фрейду smile:D . Имелось в виду глубина.
Alexvas , 17.03.2011 12:32:24


По-моему, Воронеж не такая уж и глубинка, чтобы там мужики в лаптях ходили. :) Это же город-миллионник, к Вашему сведению. А что касается совместного выставления в торговом зале мужской и женской обуви, так как раз именно так и делают сейчас в наиболее продвинутых московских магазинах.
van8514@gmail.com , 16.03.2011 12:13:42


А кто сказал что тут сообщения должны быть только по теме освещения smile;)
Первый раз слышу про мужскую обувь в глубинке. Обычно торговый зал разделяют на секторы, зоны. Для мужской и женской обуви соответственно.
Alexvas , 16.03.2011 11:36:24


Интересно, а какое это имеет отношение к освещению? :) На самом деле, такая ситуация характерна для большинства магазинов обуви - женский ассортимент значительно больше и он на виду, а мужская обувь где-то в глубине. Кстати, я на фотографиях разглядел и мужскую обувь.
van8514@gmail.com , 15.03.2011 17:29:58


Смотря на фотографии складывается впечатление что это женский магазин обуви.
Перчатки, сапожки, туфельки, сумочки... Товаров для мужчин я не увидел.
МСвет , 15.03.2011 12:32:35


Обсуждаем статью: Удобная обувь, удобное освещение
Опубликовано: 14.03.2011

При проектировании освещения в обувных магазинах следует учитывать их особую специфику. Товар, в основном, изготовлен из кожи или замши, а данный материал под воздействием нагрева от ламп может деформироваться, поэтому необходимо выдерживать определенную дистанцию между светильником и товаром. И, поскольку в цветовой гамме продукции нередко преобладают темные тона, поглощающие свет, необходимо создавать достаточную освещенность. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100