?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

 
А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Архитектура и освещение могут и должны кооперировать друг с другом. В этом семинаре Андреаса Данлера пойдет речь о том, как использовать освещение, чтобы оно гармонировало с архитектурным замыслом, было естественным, да и просто, - эстетичным.

А. Данлер:
- Добрый день! Во вступлении я расскажу вам немного о нашей лаборатории света Bartenbach. Это поможет Вам лучше понять то, как мы мыслим, как мы думаем. (От редакции: здесь, в семинаре Андреаса Данлера, идет описание лаборатории Бартенбах. О ней мы подробно говорили в его прошлом семинаре – «Городские пространства и световой дизайн» ).

Мы располагаемся в Австрии, городе Инсбрук. Штат лаборатории насчитывает более 50 человек. В основном мы занимаемся изучением света, его планированием, экспериментируем с его использованием в различных пространствах, и какие эффекты он может давать.

Отдельно скажу, что мы занимаемся не только проектированием естественного и искусственного освещения. У нас есть еще несколько отраслей, в которых мы являемся новаторами.

[1]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Для того, чтобы показать, каким образом будет выглядеть будущий интерьер помещения заказчика, мы работаем с макетами. У нас есть собственный отдел, который занимается их производством в любых масштабах. Все это реализовано для того, чтобы инвестор или заказчик мог предварительно увидеть вживую то, как в итоге будет выглядеть помещение, если все-таки он обратиться для реализации проекта к нам.

[2]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

То, что вы видите – серьезная конкуренция проектам, созданным на компьютере. Даже если используется 3D графика, восприятие идет с плоского экрана или бумаги. В нашем случае клиент может, что называется «потрогать» макет, прикоснуться к тому, что может быть построено. Ну и, конечно же, увидеть различные варианты освещения в комплексе, обойти макет с разных сторон, внимательно разглядеть то, как будет освещено здание, помещение или улица, причем в различное время суток.

[3]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Следующий пример – актуальный, мы его совсем недавно завершили. Это аэропорт Чанги, третий терминал, где использовано как естественное, так и искусственное освещение.

[4]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Здесь я хочу сделать акцент на том, что «видеть» – процесс мыслительный, а не физиологический.

[21]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Сколько у слона ног? Даже если мы что-то видим, но не целиком, недостающие детали наш мозг восполняет.

[22]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

В связи с этим принципиально важно направление освещения. В корне не правильно освещать здание снизу.

[5]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Человек привык к дневному свету, а днем здание освещено сверху. С направлением освещения также неразрывно связано распределение теней – снизу вверх. Для человека это очень непривычно – тени должны падать сверху вниз. Неправильное освещение создает чувство дискомфорта. Как правило этот эффект используется осознанно, для придания зданию мистицизма, как, например, в театре: если появляется Чёрт, то его освещают снизу вверх.

Огромное значение имеет освещение пола. Так как пол занимает огромную часть нашего помещения, и от того, каким образом мы его выполним – будет зависеть наш комфорт.

Психологически, полированный материал пола дает нам ощущение неуверенности. Это связано с тем, что на подсознании мы сравниваем такую поверхность с водной гладью или стеклом – с поверхностями, по которым обычно не ходят.

Если же наоборот, - то мы придадим человеку чувство уверенности и психологический комфорт. Одним словом, лучше использовать матовые материалы.

[6]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Если же мы используем полированные поверхности на потолке, это создает положительный эффект – стираются границы помещения, создается ощущение легкости. Этот эффект можно наблюдать на фотографии вше. Используя слегка матовые поверхности, мы открываем помещение сверху, оно дышит. Обратите внимание, что здесь нет доступа к естественному освещению. Дневной свет, который приходит с другой стороны переотражается от потолка и освещает всю площадь.

[7]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Обычные потолки немного давят, создают границы и визуальные пределы помещения. Но не в этом случае.

[9]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

На фотографии вы также видите алюминиевые материалы, горизонтальную отделку. Однако теперь это не гладкая поверхность, а зубчатая. При помощи такой поверхности мы смогли направить свет от светильников вверх и получить отраженный свет, падающий вниз. Очень интересный эффект – не смотря на маленькую высоту помещений, у нас создается ощущение, что помещение высокое и сделано в форме арки, а на поверхности пола мы добились высокой освещенности.

Отрицательные примеры мы можем видеть почти ежедневно. Очевидно, что в магазинах хотят продавать товары. Но что, иногда, является самым светлым? Не только основная группа светильников, но и пол, в котором отражаются источники света. Да, помещение может быть освещено в соответствии со всеми светотехническими нормами. В том числе и по требованиям энергосбережения, поскольку используются люминесцентные светильники или иные, потребляющие относительно небольшое количество электроэнергии.

[8]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

На рисунке выше представлен достаточно старый наш проект – магазин книг на железнодорожном вокзале в Мюнхене. Самым светлым здесь является товар. Это то, как на наш взгляд надо освещать. Свет находится только там, где он должен быть, на товаре. А окружающие нас пол и потолок не бросаются в глаза, не доминируют. Более того, вы не видите сам источник света.

В данной ситуации мы обратили особое внимание на поверхность пола, поскольку он не должен быть светлее товара. В центре вы видите осветительную установку. В ней были установлены энергосберегающие лампы и за счет метода вторичного отражения мы спроецировали свет с потолка на товар. Идея архитекторов заключалось в том, чтобы это помещение выглядело как вагон. Такая технология называется «Принцип вторичного освещения», когда вы не видите самой лампы, но ощущаете присутствие света.

Очень важно для светотехники, чтобы были применены высококачественные материалы с высокой степенью отражения.

Не менее важно при проектировании освещения учитывать, что не только осветительные установки должны быть слегка спрятаны и не доминировать, но и то, что для правильного восприятия помещения должны быть качественно освещены и стены – это формирует вертикальную освещенность.

Нет потребности освещать полностью стены, однако есть возможность освещать определенные участки и линии, давая, таким образом, возможность ощущать границы помещения, ориентироваться в нем, чтобы человек мог формировать в сознании геометрию пространства.

Это можно сравнить с приведенным выше примером «Слон». Недостающую информацию наш мозг дорисует. Таким образом, вы можете регулировать освещение, подсвечивать только нужные элементы для восприятия объекта и делать освещение еще более экономным.

Этот же принцип можно употребить не только в освещении интерьера, но и в освещении городских пространств, осветляя фасады.

[10]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Это старый город в Италии Бритсон, и таким образом он выглядел раньше. Осветительные установки работают, но свет холодный и его мало. Все это вызывает ощущение дискомфорта.

[11]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Вот, как город выглядит в настоящее время. Как видите, теперь света много, он теплый и не слепит. Светильники направлены как вниз, так и на фасады зданий.

Мы никогда не начинаем разработку наших проектов от осветительных приборов. Мы думаем сначала о человеке, о том каким будет то пространство, в которое попадет человек и то, как он будет его воспринимать – не важно, идет ли речь об офисе, или же о городском пространстве. Только после этого мы подбираем систему освещения.

Нормы были выполнены и в том случае, если бы мы просто осветили бы дорогу и добились бы определенного уровня освещенности. Но мы достигли таких показателей освещенности, что она увеличилась в пять раз и при этом сэкономили 20% электроэнергии от того, что было изначально.

В этом городе мы сделали специальную технику управления освещением. После 22.00 освещена лишь улица, а после 24.00 практически нигде не светит ни один прожектор.

[12]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Есть и другие возможности освещения, например, этот осветительный прибор называется «Светящаяся стена». Здесь тоже присутствует комбинация уже описанного материала и стекла. Помещение увеличивается визуально в ширину.

Перед стеной установлено стекло на расстоянии 15 сантиметров. Алюминий, - материал, который мы использовали, - в свою очередь, имеет специальную микроструктуру и перенаправляет свет внутрь помещения. В итоге вы чувствуете, что это не 15 см., а намного больше. Такие решения выгодно использовать там, где нет вообще дневного освещения.

Учитывая, что днем, вечером и утром цветовая температура разная – мы целенаправленно работаем с различным спектром. Днем – холодное освещение, вечером – приглушенное мягкое.

[13]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Здесь вы также видите внутреннее освещение в одном из банков Инсбрука. Мы использовали специальную технологию, которая ограничивает и предотвращает ослепление.

Обратите внимание: практически все построено на принципе вторичного освещения. Свет направлен снизу вверх и через рефлекторы он переотражается на пол и рабочие поверхности. Так, вы даже не видите, что эти лампы включены. Ближе к вечеру мы меняем освещение на галогенное, более теплое.

С отраженным светом мы работаем более 20 лет и называем такую систему «прожектор - отражатель».

[14]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Здесь тоже использованы соединены в одну систему осветительная установка и отражательные элементы на потолке. Прожекторы в данном случае находятся на втором этаже и направлены на отражатели. Система, в принципе, не сложная, - вопрос в том, как это реализовать и рассчитать. Наша основная задача – добиться максимально высокого КПД. А сделать это можно только при условии использования самых качественные материалов. В данном случае речь идет о специально изготовленных алюминиевых пластинах. Особый плюс этой системы, как и многих других, в том, что у нас нет осветительных приборов на потолке, поэтому их техническое обслуживание и уход за ними максимально облегчен.

[15]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Естественно, так как освещение прожектора распределяется под большим углом, мы можем потерять большое количество светового потока. Поэтому, очень важно создать правильную, созданную специально для этого проекта, кривую силы света светильников и отражателей.

Кроме того, необходимо учесть, чтобы светильники и отражатели вписывались в общую архитектуру здания, соответствовали ее стилю и были согласованы с архитектором.

[16]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Еще один пример такой технологии – в дрезденском банке, прожекторы находятся около стены и практически спрятаны за деревьями так, что мы их не видим.

[17]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Одновременно с тем, что у нас легкое техническое обслуживание, у нас меняется и качество освещения – помещение становится просторным и легким.

Самое современное направление в светотехнике – светодиоды. Мы уже давно работаем над этой тематикой. Еще в 2000 году у нас было собственное помещение для измерения и исследования светодиодов. В то время, как вы понимаете, у светодиодов были очень плохие параметры. Но мы видели в них перспективу и безустанно продолжали разработку светильников и систем освещения на их основе.

В этих системах мы видели большой плюс – благодаря светодиодам можно было плавно выстраивать цветовую температуру, соответствующую времени суток.

В данный момент нами реализовано уже три реальных светодиодных проекта, причем речь идет не о смешанном освещении, а исключительно светодиодном.

Самый большой из них - аэропорт королевства одной из арабских стран. О нем я рассказывал в своем прошлом семинаре. Но пока, конечно, такие проекты еще слишком дороги.

[18]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Еще один пример – светодиоды, которые называются Nautilus. Мы разрабатывали их около 2-х лет (самым сложным было разработать вторичную оптику). Они закрепляются внутри потолка. Диаметр отверстия, через который проходит свет – всего 8 мм. Это как раз первый проект, где мы использовали светодиоды. На снимке выше – кухня в квартире профессора Бартенбаха. Вы видите, на сколько они незаметны. Складывается ощущение, что на потолке вообще нет источников света, если не приглядываться. И мы опять видим обман зрения – непонятно, откуда исходит свет.

[19]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Это тот случай, когда осветительные приборы являются частью потолка, но одновременно с этим вы их не видите. Причем не важно, из какого материала вы будете делать потолок – из гипсокартона или алюминия.

[20]А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

И последняя на сегодня иллюстрация - наш стенд на выставке. Все освещение стенда выполнено исключительно на основе светодиодов.

Чтож, на этом я заканчиваю рассказ о том, как архитектура и освещение могут и должны гармонировать друг с другом.

На следующей неделе мы поговорим о симбиозе искусственного и естественного света. О том, как правильно освещать помещения, и, в частности, офисы.

До скорых встреч!




Похожие статьи




Комментарии к статье «А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна».

МСвет , 24.10.2009 03:32:47


Обсуждаем статью: А. Данлер: симбиоз архитектуры и светодизайна

Архитектура и освещение могут и должны кооперировать друг с другом. В этом семинаре Андреаса Данлера пойдет речь о том, как использовать освещение, чтобы оно гармонировало с архитектурным замыслом, было естественным, да и просто, - эстетичным. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100