Метрополитены мира: свет как элемент архитектурыДля некоторых городов мира метрополитен выступает не только в качестве транспортного средства, но и как арт-объект. Мы отобрали в одном материале одни из лучших зарубежных примеров соединения архитектуры и работы светодизайнеров. |
Автор: Е. Ушакова | Дата: 08.06.2011 |
Распространенная по всему миру система из линейных светильников для освещения края платформы приобрела необычную трактовку на станции Haselhorst в Берлине. Благодаря наклонным щелям в боковых поверхностях модульной системы светодизайнер добился причудливого рисунка на потолке.
На станции Paracelsus-Bad светильники являются неотъемлемой частью дизайна. Они подчеркивают общий замысел архитектора: четкие прямоугольные формы, контраст светлого и темного.
Город поощряет искусства на всех станциях метро. Причудливые инсталляции и соответствующие им системы освещения можно встретить на многих станциях.
Более пятидесяти станций украшают свыше ста работ общественного искусства: необычные скульптуры, впечатляющие витражи и завораживающие фрески. Свет так же является материалом для фантазии художников. И город поощряет эту традицию с 1967 года. Некоторые из станций в Монреале считаются произведениями современного искусства, и многие отражают дух времени, в которое они были построены.
Вестибюль станции Viau украшает интереснейшая система, использующая игру естественного света. На цветной мозаике стен и пола с течением дня «плывут» узоры из лучей.
Это метро одно из самых молодых в мире — его открыли только в 1972 году. Зато такого буйства фантазии, тонкого чувства стиля и цвета нет, пожалуй, больше нигде в мире. Это, скорее, декорации для фантастического фильма или сказки, чем обычные станции. Остается только позавидовать жителям города, которые каждый день могут любоваться этой красотой. Идеальное сочетание урбанистических и классических тенденций в дизайне. И, пожалуй, нигде в мире больше нет такого разнообразия в решении осветительных систем.
Главный элемент оформления станции Westfriedhof — огромные светильники. Внутри они выкрашены в разные цвета: всего три — красный, синий, жёлтый, что создаёт иллюзию «подкрашенного» света. На кронштейнах светильников установлены еще по два излучателя. Надо заметить, что остальное убранство станции состоит только лишь из указателей на бетонных стенах. Таким образом, уникальный дизайн станции заключается целиком и полностью в оригинальном освещении.
На станции Am Hart мы снова видим как интерьер «играет» исключительно за счет грамотного и креативного освещения. Линейные люминесцентные лампы в совокупности с чередой повторяющихся деталей изогнутой формы представляют собой «протяженный светильник с защитной решеткой», который обеспечивает должную освещенность, хорошую равномерность, хороший КПД и исключение слепящего действия.
Разнообразие использования освещения в Мюнхенской подземке просто поражает. Тут можно встретить и целые инсталляции с использованием источников света, и осветительные приборы несколько утрированной формы, и разнообразное нетривиальное расположение приборов. Остается любоваться и выразить уважение к архитекторам и дизайнерам, настолько мастерски использующим свет в данном контексте.
Линия М1 превратилась в "Il Metro dell'Arte". На шести станциях представлено большое количество произведений искусства, найденных во время строительства метро.
В вестибюлях станций Vanvitelli и Dante мы видим применение света в качестве оригинальной декорации.
Монорельсовая система и станции-остановки трамваев в этом районе поражает своей креативностью. Основной «фишкой» становится новое прочтение геометрического расположения осветительного оборудования.
На станции Lohring мы наблюдаем извилистые линии линейных светильников на потолке и платформу светящуюся изнутри. Это уникальное и ни на что не похожее зрелище. На Rathaus (Süd) создается эффект светящихся стен за счет закарнизной голубой подсветки.
На Äußere Kanalstraße светильники как бы опоясывают большие горизонтально расположенные цилиндры, из которых состоит потолок станции. Тут может иметь место слепящее действие, но идея определенно оригинальна.
Президент Китая Hu Jintao заявил, что метро в Шанхае станет самой большой «движущейся» выставкой в мире. И глядя на следующие, фотографии ему нельзя не верить.
Метро в Ташкенте, как утверждают, одно из самых красивых на территории бывшего Советского Союза, построено в 1977. Ведущие архитекторы и художники из Узбекистана приняли участие в создании уникальных станций. На освещении в Ташкенте не скупились точно. Потолок станции Навои буквально усыпан светильниками. Создается ощущение свода храма с льющимся вниз «божественным» светом.
На каждой станции в Тулузе имеются произведения современного искусства. На станции Carmes большое пространство занимает инсталляция искусственного неба, по совместительству выполняющая роль функционального освещения.