?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Светоаудит станций московского метрополитена

 
Светоаудит станций московского метрополитена

Светоаудит станций московского метрополитена

Не менее часа по данным различных исследований 4 млн. жителей Москвы и Подмосковья проводят каждый день в метро. Надо ли говорить, что для многих столичный метрополитен стал неотъемлемой частью повседневной жизни? Свет в метро — нечто большее, чем просто освещение. Это одна из основных частей всей архитектурной композиции и важнейший фактор безопасности.

Был произведен ряд исследований на нескольких станциях московского метрополитена, который показал, что присутствуют существенные огрехи в проектировании и эксплуатации освещения.

Основным нормативным документом в области освещения метро для нашей страны является СП 32-105-2004 «Метрополитены». Документ содержит нормируемые значения освещенности для различных пассажирских помещений.

Значения освещенности для различных пассажирских помещений

ПомещениеПлоскость нормирования освещенностиГоризонтальная освещенность, лк
средний и платформенный залыуровень пола200
кассовый залуровень пола200
предэскалаторная зонауровень пола100
гребенки эскалаторов и лестничные маршиуровень гребенки, ступени100
коридоры между станциямиуровень пола100
входные коридоры и подуличные переходыуровень пола75

В зависимости от ориентации поверхности, для которой определяется значение освещенности, различают горизонтальную и вертикальную освещенность. Для станций метро традиционно измерения проводят на уровне пола.

Именно этими значениями следует руководствоваться при проектировании осветительных установок. Важно, что допустимое отклонение горизонтальной освещенности от нормативной должно составлять не более ±20%. Что в нашем метрополитене выполняется далеко не всегда. При проверке таких станций, «Марьино», «Волжская», «Римская», «Площадь Ильича», «Шоссе Энтузиастов» и «Перово», полностью удовлетворяет нормируемым значениям освещение лишь на станции «Перово». И этому есть объяснение. На многих станциях освещенность оказалась недостаточной, в среднем, около 134 лк в платформенном зале, 78 лк в вестибюле и 36 лк в коридорах и переходах.

Измерения производились с помощью электронного люксметра АТТ-1508. Погрешность показаний прибора ±5%.

Причиной тому послужили недостаточные меры, предпринятые в рамках организации сервисного обслуживания эксплуатируемых осветительных установок (далее — ОУ), а это, в свою очередь, повлекло нарушения светотехнических норм. Во многих местах источники света либо не работают, либо отсутствуют вовсе, на некоторых осветительных приборах присутствует большой слой пыли. На станции «Перово» же незадолго до светоаудита была проведена реконструкция осветительной системы. Произведена замена ламп, патронов, пускорегулирующих аппаратов и кабельной сети, расположенной в арках. Стояла задача минимальной доработки конструкции светильников, разработки узлов и комплектов, обеспечивающих простую технологию замены старых изделий. Были выявлены проблемы, которые предстояло решить при реконструкции освещения. Особые трудности создали специфическая форма и способ установки ламп (патрон прежней лампы был встроен в металлический диск) и неудобный доступ к линиям питания.

Комплекты для замены ламп

И все же все эти сложности были успешно преодолены. Например, чтобы не дорабатывать существующий металлический диск (патрон под новую лампу имеет значительно меньший размер), была придумана переходная конструкция, умещающаяся в углубление под старый патрон с использованием существующих крепежных отверстий. Кабельную проводку арки выполнили в виде цепочки, соединив отдельные стандартные звенья через быстросъемные разъемы.

Вид на платформу станции метро «Перово»: до и после реконструкции

Все это означает, что для соблюдения нормируемых значений важна стадия эксплуатации и осветительная установка всегда должна поддерживаться на необходимом уровне.

Для проектирования так же важен фактор неравномерности освещенности (особенно при полном отсутствии естественного освещения), который, к сожалению, не оговаривается в нормативных документах нашей страны, касающихся данного вопроса. В нормативной базе Великобритании (GM/TT0146 Lighting of Railway Premises, British Railways Board Group Standard, 1993) существуют пункты, определяющие значения неравномерности. Минимальная освещенность на краю платформы по отношению к средней (средний коэффициент неравномерности) не должна превышать: 1:5 для средних и малых станций, 1:7,5 для крупных станций.

Негативным примером может служить станция «Волжская». Освещение станции выполняют высокие торшеры, расположенные по ее центральной оси. После исследования станции мы проанализировали собранные данные и собственные впечатления — итог неутешительный. Наблюдается сильная неравномерность освещения платформы. В некоторых местах значение коэффициента неравномерности достигает 1:15, что в два раза превышает норму. У источников низкий индекс цветопередачи, и это заметно невооруженным глазом — сильно искажаются цвета отделки станции. Темный потолок создает «давящее» ощущение и зрительно делает помещение более низким. Для некоторых людей такие ощущения в подземном помещении могут вызвать психологический дискомфорт.

Вид на платформу станции «Волжская» | фото © Михаил Щербаков vokabre@flickr.com

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо следить за равномерностью освещения в метро и избегать проектных решений, в которых потолок в помещении остается по большей части темным.

Наиболее важным фактором, касающимся проектирования осветительных установок пассажирских помещений метрополитена, является безопасность, как пассажиров, так и персонала. В СП 32-105-2004 говорится о показателе дискомфорта: в ОУ пассажирских помещений среднее значение показателя дискомфорта должно быть не более 20. Допустимое превышение — 20%. Светильники не должны создавать блики на мониторах персонала метрополитена и в поле их зрения, на камерах наблюдения, а так же это распространяется на наблюдение станции с помощью зеркала. Из рассмотренных станций в ходе исследований не было выявлено ни одной, освещение которой оказывало бы слепящее действие на пассажиров.

Цветопередача — еще один важный фактор комфортного освещения. Цвета отделки и деталей интерьера не должны сильно искажаться. Это необходимо для создания комфортной среды пребывания пассажиров и архитектурной выразительности станции. В этом можно убедиться на негативном примере станции «Волжская».

Вывод

Поскольку метрополитен является крупным потребителем энергии, и освещение в этом потреблении занимает не последнюю роль, то следует стремиться к обеспечению энергоэффективности ОУ, применять технологии позволяющие снижать потребление энергии, при неизменном качестве. Работы по модернизации освещения, направленные на эффективность установок ведутся непрерывно, но до сих пор освещение на многих станциях не соответствует нормам.

Постоянное усовершенствование устройств освещения реализуют путем подбора светильников с лучшими характеристиками. Этого можно добиться, используя перспективные источники света: люминисцентные лампы Т5 с повышенной светоотдачей и сроком службы, светодиоды, позволяющие экономить на эксплуатационных затратах, компактные люминисцентные лампы, имеющие компактные размеры и большое разнообразие форм. Постоянно совершенствуются оптические системы, подбираются новые светотехнические материалы для них, а также проводятся реконструкции распределительных сетей, обновления коммутационной аппаратуры, использования прогрессивной технологии обслуживания — применение всех перечисленных мер в комплексе — это важный компонент в модернизации освещения, доказавший свою состоятельность, но и по сей день этой проблеме уделяют недостаточно внимания.




Читайте также:




Комментарии к статье «Светоаудит станций московского метрополитена».

Сергей Орлов , 20.07.2011 13:08:01


Цитата
Вячеслав К пишет:
Интересно, почему выбор пал на эти станции при проведении аудита!? большое количество станций (Маяковская, Перово, Китай-город,Домодедовская,Киевская, Пушкинская и тд), реконструкцией систем освещения которых занимается много лет Компания ТОЧКА ОПОРЫ, отвечает всем требованиям СП 32-105-2004 «Метрополитены»".

Вячеслав, охотно верю.
Мы даже готовили материал совместно с Точкой опоры: http://www.magasvet.ru/review/62624/ (эту статью мы и в печать давали, спросите у коллег — у них должны быть несколько журналов).
Просто на многих станциях есть проблемы. Материал как раз и затрагивает некоторые из них.
Град Мастер , 19.07.2011 13:34:43


Готовы все осветить!
Вячеслав К , 18.07.2011 16:54:35


Интересно, почему выбор пал на эти станции при проведении аудита!? большое количество станций (Маяковская, Перово, Китай-город,Домодедовская,Киевская, Пушкинская и тд), реконструкцией систем освещения которых занимается много лет Компания ТОЧКА ОПОРЫ, отвечает всем требованиям СП 32-105-2004 «Метрополитены»".
Возможно получение информации от нас, как от первоисточника.
В данном случае при реконструкции освещения станций мы получаем не только необходимый по нормативам свет и комфортный свет, но и экономию электроэнергии в 1,5- 2 раза
Подробную информацию вы можете получить на сайте (www.k-to.ru) в разделе ПОРТФОЛИО-Архитектурное освещение или в личном диалоге!
DarkStar@wow-files.ru , 02.07.2011 01:26:24


Цитата
Катерина Ушакова пишет:
Спасибо за Ваше мнение.

Данный аудит был проведен мною лично. О докладе слышу впервые. Если дадите ссылку на информацию о нем,буду Вам очень признательна.

Мне пожалуйста тоже не могли дать ссылку?
Спасибо заранее!
Катерина Ушакова , 02.06.2011 18:40:15


Станция "Авиамоторная" это особый разговор. Она была мной рассмотрена в ходе другой работы. С точки зрения выполнения нормативов по освещенности на этой станции все не очень плохо. А вот по поводу применения ЛН было много споров. Одни считают, что это кощунство искажать задумку архитекторов и менять источники света, которые так "поэтично" вписываются в интерьер, на что-то другое. Другие – что просто глупо так нерационально тратить электроэнергию и издеваться над службами эксплуатации.
Лично я считаю, что цепляться за исходный вариант неразумно. Технологии не стоят на месте. И застопориваться просто не имеет смысла. Можно попытаться соблюсти баланс между материальными факторами и архитектурными замыслами. Нужно просто серьезно озадачиться, а этим заниматься, видимо, никто не хочет.
Alexvas , 02.06.2011 11:26:30


Насчет использования светодиодного освещения в метро. Насколько я знаю, и за рубежом, если говорить об освещении вестибюлей и перронов, светодиодное освещение пока не используются. Но! В метрополитенах Парижа и Брюсселя (видел лично) на перегонах между станциями в тоннеле с определенным шагом установлены светодиодные фонари, которые постоянно освещают тоннель. У них не очень большая мощность и они имеют большую цветовую температуру, т.е. спектр сдвинут в сторону синего цвета. Скорее всего, это сделано, чтобы они меньше расходовали электроэнергии. Наличие таких светильников, да еще, возможно, с аккумуляторами, согласитесь, явлется фактором повышения безопасности.
Кстати, рассказывают, что до начала 70-х годов в Московском метрополитене об энергосбережении особо не думали и постоянно освещались все тоннели, причем обычными лампами накаливания (сейчас это делают только на недавно ввведенных или недавно отремонтированных участках). Возможно, еще с тех времен и идет обычай держать включенным аварийное освещение вместе с обычным на некоторых станциях. Изменение этой системы, наверное, требует перекладки каких-то кабелей, что возможно лишь при реконструкции станций.
Alexvas , 02.06.2011 11:14:37


В статье не упоминается ст. м. Авиамоторная, а зря. Там тема оформления "технологическая" (в советское время это был самый промышленный район Москвы, рядом два крупных технических вуза), поэтому в фигурном металлическом потолке установлены лампы накаливания предположительно мощностью 100 Вт, просто так, без всяких плафонов, именно такая задумка, чтобы торчала лампа накаливания с прозрачной колбой, с видной отовсюду нитью накаливания. Сейчас там явно наблюдается ситуация, что новые лампы накаливания выходят из строя, а поставить на их место нечего, потому что запрет. КЛЛ на их место не поставишь, будет разрушен весь замысел. В результате качество освещения на станции снижается, и что с этим делать, непонятно.
Евгений Долин , 01.06.2011 16:02:05


Доклад можно попросить в ассоциации Метро или прислать мне Ваши координаты через сайт светодиодного Форума www.ledforum-moscow.ru или светодиодного партнерства www.nprpss.ru
Катерина Ушакова , 01.06.2011 09:53:11


Спасибо за Ваше мнение.
Данный аудит был проведен мною лично. О докладе слышу впервые. Если дадите ссылку на информацию о нем,буду Вам очень признательна.
Евгений Долин , 01.06.2011 00:22:01


С выходом метро из МПС в подчинения муниципалитетов распалась система единой технической политики. Это нанесло колоссальный урон уровню эксплуатации и проектирования. Метро осталось без прежнего надзора и авторитетов. Сложнейший комплекс, разделенный с материнской системой железнодорожного транспорта стал искать свой путь развития и не всегда находил успешные решения.
Очень надеюсь, что постепенно с отставкой Гаева часть старого менеджмента уйдут, конкурсные процедуры станут на какое-то время более прозрачными, да и появится не чисто распилочный бюджет развития. Что же касается источников света, который будет внедряться в метро, то по моему мнению в огромном докладе (160 слайдов!Я думаю, что данные аудита в статье взяты из этого доклада) ассоциации Метро, ставшем мне доступным в феврале этого года все ужасы и опасности не качественного освещения изложены абсолютно верно. В метро годами копились проблемы и сетей питания и распределения и аварийно - эвакуационного освещения. Авария в Чагино показала всю беспомощность инфраструктуры. Вот только выводы сделаны довольно странные - делается вывод о проблемах у всех типов источников света. Качественно выполненный светильник на светодиодах снимает ВСЕ ужасы доклада. Вот только способно ли руководство электрослужб сформулировать ТЗ к современным системам освещения и, что немаловажно, отстоять его перед закупщиками, обеспечить качественное внедрение и обслуживание? Здесь у меня очень большие сомнения. Это задача не по силам эксплуатационному персоналу. По этому то и ведутся на замену ЛН на КЛЛ - ведь денег на проект реконструкции и на монтаж не надо тратить.
Катерина Ушакова , 31.05.2011 22:47:24


Согласна.
Повесить с чистой совестью лампочку на проводе в том месте, где по каким-либо причинам вышел из строя светильник или не хватило освещенности могут только у нас. Эксплуатация осветительных систем прямо скажем "не радует". Все привыкли делать на авось. Думаю, это происходит из-за того, что все структуры предоставлены сами себе и отсутствует цепочка контроля. Всем все равно друг на друга и на свою работу особенно.
Интересно Ваше мнение. Как с этим можно бороться? И как вы видите дальнейшее развитие событий?
Евгений Долин , 31.05.2011 18:39:00


Екатерина, Вы плохо знаете отечественное законодательство. Читайте ФЗ 52. Там установлен примат санитарных правил для помещений и рабочих мест с пребыванием людей по всем показателям влияющим на здоровье и благополучие. То, что в СНиПы и СП (своды правил) по прежнему включают не сылки на СанПиН, а значения нормативов, идет от не компетентности в законодательстве и межведомственного бардака. Проектировщика Росэкспертиза будет проверять по СП, а санитарная инстпекция по СанПиН. Подключение Роспотреба к проверке строительства - вопрос времени.
СанПиН отвечает на вопрос - какая должна быть среда, а СНиП как ее сделать, а ГОСТ - из чего...
Кроме упоминавшегося СанПиНа есть еще факторный СанПиН "Естественное и искуственное освещение" там более подробно приведены нормы световой среды. Дело не в чистке и утилизации. Качество световой среды - зависит от уровня квалиффикации эксплуатационных служб и "остроты вил" надзорного органа. А тут и те и другие тупые. Иначе не объяснить разброс цветности лам на одной станции от зеленого до розового и примитивные люмки над дежурными у эскалаторов перед мониторами.
Катерина Ушакова , 31.05.2011 15:31:26


Здравствуйте.
Хотелось бы ответить на замечание г-на Евгения Долина.
Дело в том, что главным документом о "Санэпидблагополучии населения" являются СанПины, а вот в области проектирования освещения именно СП. Безусловно, в "Санитарных правилах эксплуатации метрополитенов" имеется важная информация по эксплуатации осветительных систем. Например, регламентируется кол-во чисток (влажная и сухая чистка), утилизация отслуживших источников и.т.д., но главным в проектировании электрического освещения являются именно строительные правила.
К сожалению, многое в нашем обществе воспринимается с чудовищной инерцией. Люди бояться пробовать что-то новое, отступить от традиций, в то время как это необходимо. Иначе, зачем развивать науки и технологии, если постоянно откатываться назад. Это ни в коем случае не означает, что все инновации должны быть немедленно внедрены повсеместно, но и зацикливаться на «старом, зато проверенном» тоже не стоит.
Сергей Орлов , 31.05.2011 15:29:54


Евгений, спасибо за правки — я переговорю с автором и постараюсь оперативно внести корректировки.

Поскольку темой я активно не интересовался, у меня возник вопрос. «Аварийные» ЛН на многих межстанционных переходах, равно как и в некоторых вестибюлях станций, работают совместно с общим освещением круглосуточно?! Это обычное разгильдяйство или же существуют некие требования, обязывающие аварийку «держать наготове» в подземке? Склоняюсь к первому варианту, т. к. на реконструированных и новых станциях ни разу не замечал включенного аварийного освещения: Маяковская, Курская, Трубная, Выставочная, Международная и т. д.
Евгений Долин , 31.05.2011 13:06:36


Посыл правильный - давно пора метрошников уделать за безобразия с освещением станций.
Однако неверная информация в самом начале статьи - "Основным нормативным документом в области освещения метро для нашей страны является СП 32-105-2004 «Метрополитены»"
Главным документом по закону "о Санэпидблагополучии населения" является СанПиН, а конкретно СП 2.5.1337-03 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов». Последнее обновление - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 50 утверждены санитарные правила и нормативы СП 2.5.2623- 10 «Изменения и дополнения № 1 к СП 2.5.1337-03 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов». (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный номер 17525).
Вы бы послушали какой бред несет Ассоциация метрополитенов про ужасы светодиодного освещения!!! У них от него люди с ума сходят. Это от нынешнего освещения с ума сойдешь. Лампы накаливания в качестве источника аварийного освещения!!! Это уже за гранью добра и зла.
МСвет , 31.05.2011 12:35:39


Обсуждаем статью: Светоаудит станций московского метрополитена
Опубликовано: 28.05.2011

Не менее часа по данным различных исследований 4 млн. жителей Москвы и Подмосковья проводят каждый день в метро. Надо ли говорить, что для многих столичный метрополитен стал неотъемлемой частью повседневной жизни? Свет в метро — нечто большее, чем просто освещение. Это одна из основных частей всей архитектурной композиции и важнейший фактор безопасности. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100