Подписка
Популярные статьи
![](../../upload/iblock/a17/anons_2.jpg)
Освещаем меховой салон класса «люкс»
![](../../upload/iblock/4f7/led-t8.jpg)
Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?
![](../../upload/iblock/de4/anons.jpg)
Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»
|
Правильное освещение продуктового супермаркета
Международная группа компаний «Световые Технологии» была создана в 1997 году. Она работает на рынках России, стран СНГ и Европы. Основной сферой деятельности группы компаний является разработка, производство и дистрибьюция световых приборов общего и специального назначения. В настоящий момент в ассортименте выпускаемой продукции насчитывается более 1000 модификаций светильников для внутреннего и наружного освещения общественных и административных зданий, спортивных сооружений, торговых комплексов и промышленных объектов, а также прожекторов для внешнего архитектурного освещения и наружной рекламы.
Производства «Световые Технологии» расположены в России и Украине. На заводах действует система менеджмента качества, соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, а вся производимая продукция соответствует стандартам ГОСТ и РосТЕСТ. В 2009 году основной ассортимент продукции прошел международную сертификацию и может маркироваться Европейским знаком качества ENEC.
|
Круглосуточный супермаркет «Виктория», расположенный в Москве на Севастопольском проспекте, является одним из ведущих магазинов данной торговой сети. В современном мире уровень конкуренции в секторе продуктовых супермаркетов настолько высок, что одним из ключевых факторов успешного ведения бизнеса зачастую может стать качественное, выполненное на высоком профессиональном уровне освещение магазина — покупатели обязательно вернутся в тот магазин, в котором им комфортно совершать покупки. Поэтому для освещения магазина было выбрано оборудование одного из крупнейших российских производителей светотехнического оборудования — компании «Световые технологии».
«Общество потребления» уже давно приучило нас выбирать «по обложке» — тот продукт, который лучше всего выглядит, имеет больше всего шансов оказаться в нашей покупательской корзине. А то, как будет выглядеть продукт на витрине, прилавке или магазинной стойке, практически целиком и полностью зависит от освещения торгового зала.
Одним из самых важных критериев оценки качества освещения на бытовом уровне является его схожесть с солнечным светом. Но это подтверждается и наукой. Недавние исследования психологии совершения покупок в США показали, что наиболее комфортными (а значит, наиболее подходящими для совершения покупки) для покупателей являются торговые залы с большим количеством естественного освещения, поскольку солнечное воздействие оказывает позитивное влияние на психику. К сожалению, в настоящее время не существует такого типа ламп, которые давали бы освещение, полностью соответствующее солнечному; но, по крайней мере, есть возможность пойти на компромисс и попытаться достичь освещения, как можно более близкого к нему и по цветовой температуре, и по спектральному составу.
Впрочем, точно имитировать цветовую температуру солнечного света внутри помещения не имеет и большого практического смысла. Дело в том, что психологически мы уже давно привыкли разделять пространство на «вне дома» и «внутри дома», и для каждого из них существует свое значение цветовой температуры белого света, которое мы считаем нормальным.
Особенности освещения супермаркета
В каждой стране имеются свои стандарты на освещенность торговых залов супермаркетов, но все они находятся в одних и тех же пределах — между 700 и 1000 лк. Например, в сетях супермаркетов Carrefour (Франция) и Caprabo (Испания) освещенность прилавков составляет 900 лк, у сети супермаркетов Metro Cash & Carry (Германия) это значение составляет 1000 лк, а в сети супермаркетов Tesco (Англия) — 750 лк.
По нормам, принятым в России, освещенность в обычном магазине должна быть не менее 400 лк. Отдельные требования действую по отношению к витринам. Основной документ, регламенитирующий освещение в торговых учреждениях — это СНиП 23-05-95 (редакция СП 52.13330.2011 введеная в действие 20.05.2011 г.), раздел «Искусственное освещение».
|
Помещение, в котором обычно располагается продуктовый магазин уровня супермаркета, имеет большую площадь, и супермаркет «Виктория» — не исключение. Освещение торгового зала столь большого размера должно отвечать множеству требований, зачастую противоречащих друг другу. Например, нужно создавать равномерный и достаточно яркий световой поток, и в то же время укладываться в определенные бюджетные рамки как по стоимости самих осветительных модулей и ламп для них, так и по потреблению электроэнергии.
Как правило, уровень освещенности в торговом зале напрямую соотносится с уровнем супермаркета — чем выше уровень, тем ярче освещение. В более ярко освещенном помещении настроение покупателя выше, и, следовательно, это работает на увеличение продаж. Естественно, повышать яркость можно лишь до известного предела по эргономическому стандарту — слишком яркое освещение перестает быть комфортным и начинает «бить» в глаза.
В соответствии с текущими эргономическими стандартами освещенность торгового зала магазина на уровне прилавков должна быть в пределах от 400 до 1000 люкс. Но для того, чтобы прилавок уже функционирующего магазина был освещен с данным уровнем яркости, требуется запас по мощности приблизительно в 30 – 40% по отношению к уровню освещенности, измеренному в пустом торговом зале, поскольку стеллажи и прилавки не только являются преградой для распространения освещения, но и по-разному отражают его.
Каждый вид товара требует своего освещения
Впрочем, не во всех зонах супермаркета требования к качеству освещения одинаковы — практически в каждом отделе есть свои небольшие особенности. Например, для того, чтобы подчеркнуть свежесть товара, в отделе замороженных продуктов применяются люминесцентные лампы с цветовой температурой от 4000 до 6500 К и индексом цветопередачи CRI не менее 80, а в отделе овощей и фруктов – еще более качественные, с CRI не менее 90 единиц.
Общее и местное освещение
Для того, чтобы осветить торговый зал как можно более равномерно, было выбрано решение с использованием двух основных типов осветительных устройств. Основной световой фон создается подвесной модульной (так называемой «магистральной») системой Rival, состоящей из осветительных устройств модели 236 овальной формы с алюминиевым отражателем. Каждый модуль оснащен двумя лампами T8 под цоколь G13 по 36 Ватт.
Для общего освещения торгового зала используются светильники Rival 236
Корпус светильника изготавливается из алюминиевого профиля и обычно окрашивается белой порошковой краской, но при необходимости может быть окрашен в цвета из палитры RAL. В корпусе имеется продольный паз для декоративной вставки серого, красного, синего или зеленого цветов — в зависимости от того, что лучше будет соответствовать интерьеру.
Светильники производства компании «Световые технологии», использованные для освещения супермаркета «Виктория»
Модель | Источник света | Цоколь | Мощность ламп, Вт | КПД оптической системы, % |
Rival 236 | 2 ЛЛ T8 | G13 | 2x36 | 69 |
HBM 70 | МГЛ | G12 | 70 | 75 |
HBM 232 | 2 КЛЛ с внешним ЭПРА | GX24q-3 | 2x32 | 89 |
Ring 136 | ЛЛ T8 | G13 | 36 | 63 |
Модули Rival могут комплектоваться матовым рассеивателем или рассеивающей решеткой белого цвета из поликарбоната. Также по заказу возможна комплектация рассеивающей решеткой из металлизированного пластика. В описываемом проекте используются светильники с матовым рассеивателем, КПД их оптической системы составляет 69%.
Акцентное освещение мяса, сыров, а также товаров, продаваемых по акции, осуществляется светильниками HBM 70
Дополнительную подсветку, акцентирующую торговые прилавки и стеллажи с продуктами создают светильники серии HBM. Эта серия светильников от «Световых технологий» стала уже легендарной.
Источник в компании рассказал нашему изданию, что изначально серия HBM разрабатывалась для складов, но внешний вид светильников оказался настолько выразительным, что их стали приобретать магазины, в том числе и бутики, для освещения торговых залов.
|
Для освещения супермаркета используются две модификации: HBM 70 с одной металлогалогенной лампой мощностью 70 Ватт под цоколь G12, КПД оптической системы 75%, и HBM 232 с двумя люминесцентными лампами мощностью по 32 Ватта под цоколь GX24q-3, КПД оптической системы 89%. Корпус светильника изготавливается из алюминия, литого под давлением, и обычно покрывается краской цвета металлик. Оптическая часть состоит из призматического рассеивателя. Вариант с металлогалогенной лампой комплектуется защитным алюминиевым отражателем с темперированным силикатным стеклом. Все светильники оснащены ЭПРА.
Для освещения замороженных продуктов используются светильники HBM 232
Сыры, мясо и некоторые другие товары освещаются светильниками HBM 70, имеющими более сильный световой поток. Для освещения замороженных продуктов используются светильники HBM 232 с лампами, дающими холодный оттенок белого. Они располагаются на меньшей высоте, чем металлогалогенные, что компенсирует меньший световой поток.
Товар во всей красе
Важный момент — освещение зоны, где осуществляется демонстрация и взвешивание товара, выбранного покупателем. Напомним, как это происходит применительно к продуктам, которые нельзя выставлять на открытые стеллажи. Покупатель выбирает товар, продавец вынимает его из витрины и более подробно, со всех сторон, показывает покупателю, как правило, это происходит непосредственно над витриной. Покупатель принимает решение о покупке, потом происходит взвешивание товара.
Пространство, где осуществляется подробная демонстрация и взвешивание товара продавцом, дополнительно освещается светильниками Ring 136
Это означает, что необходима дополнительная подсветка, чтобы покупатель мог более подробно разглядеть товар, а продавцу было комфортно работать с весами. Для этих целей над витринами, рядом с которыми находятся весы, установлены светильники подвесной модульной системы Ring. По сравнению с серией Rival у них более сфокусированный световой поток, а также более стильный дизайн, позволяющий подвешивать их на относительно малой высоте. Недостатком этой серии является относительно низкий КПД оптической системы — всего 63%. Но, с учетом того, что они используются для местного освещения, это несущественно. В данном случае используются одиночные светильники Ring 136. В них установлены люминесцентные лампы T8 мощностью 36 Вт. Корпус светильника выполнен из алюминия и окрашен в белый цвет методом порошкового напыления. В светильниках установлены рассеивающие решетки из белого поликарбоната (под заказ для этой модели доступны и рассеивающие решетки из металлизированной пластмассы).
В результате покупатель не только может увидеть выбранный товар «во всей красе», но и наглядно наблюдать за всеми действиями продавца, включая взвешивание товара. Открытость, поддерживаемая средствами освещения, повышает доверие покупателей к торговой сети.
Похожие статьи
Комментарии к статье «Правильное освещение продуктового супермаркета».
Антон Иванов , 25.12.2011 13:23:00
Цитата |
---|
В отличие от магазинов промышленных товаров lexus trike, целью посещения которых может быть простое любопытство или желание посмотреть на модные новинки, итог похода в продуктовый магазин всегда один — необходимость купить продукты www.7gnomov.biz/category_6.php. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд — дело в том, что все мы, желая того или нет, стремимся купить продукты как можно более свежие и вкусные, ориентируясь, в основном, по их внешнему виду. |
Ну не всегда.. я например тщательно все осматриваю
|
|
Алексей Мазитов , 23.12.2011 17:33:13
не все правильно, а как же использование натриевых ламп SDW-Т с световой температурой 2500 К, для подсветки отделов с сыром, хлебной продукции и фруктов?
|
|
voron777777@mail.ru , 06.08.2011 17:20:41
Отличная статья!
|
|
МСвет , 11.07.2011 11:13:05
Обсуждаем статью: Правильное освещение продуктового супермаркетаОпубликовано: 10.07.2011 В отличие от магазинов промышленных товаров, целью посещения которых может быть простое любопытство или желание посмотреть на модные новинки, итог похода в продуктовый магазин всегда один — необходимость купить продукты. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд — дело в том, что все мы, желая того или нет, стремимся купить продукты как можно более свежие и вкусные, ориентируясь, в основном, по их внешнему виду. Прочитать статью
|
|
|
|