?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

 
Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Известные и уважаемые шведские специалисты в области светодизайна, К. Френкель и С. Стрем, участвовавшие в разработке грандиозного проекта светового оформления K-5, рассказывают в открытой дискуссии о проделанной работе и делятся секретами мастерства.

Семинар, организованный компанией Fagerhult, проходил в конце мая в рамках крупнейшей архитектурной выставки АрхМосква-2009. Клара Френкель и Сесилия Стрем рассказали собравшейся публике в мельчайших подробностях о том, как был реализован грандиозный светотехнический проект К-5. Без лишних слов предлагаем вам ознакомиться с их выступлением.

Клара Френкель (К.Ф.):

-Добрый день, сегодня мы расскажем о проекте К-5, процессе его создания, о том, как это все проистекало. Я работаю в светодизайнерском бюро, которое называется Юсархитектур (Ljusarkitektur), что в буквальном переводе на русский означает «световая архитектура». В бюро работает 9 независимых дизайнеров, и все они являются членами Профессиональной европейской ассоциации светодизайнеров (PLDA).

Мы создаем проекты как внутреннего, так и наружного освещения для гостиниц, офисов, улиц, частных домов, городской и коммерческой среды. А совместно с архитектурным бюро Вингордс (Wingårdhs) мы сделали проект шведского посольства в Вашингтоне, а также большой торговый центр в городе Мальмё, Швеция.

Сесилия Стрем (С.С.):
- Здравствуйте, меня зовут Сесилия Стрем, я работаю в архитектурном бюро Вингордс (Wingårdhs) - это второе по величине в Швеции архитектурное бюро. У нас два офиса, где в общей сложности трудится 30 человек. Они работают над проектами как общей архитектуры, так и интерьеров.

Клара Фрэнкель (Clara Fraenkel)
Член ассоциации PLDA, степень SAR/MSA.

Светодизайнер, специализация – архитектура (Аrchitectural Lighting designer).

Образования:
- Степень по архитектуре (Master in Architecture), Chalmers University, Гетеборг, Швеция;
- Степень по светодизайну (Master in Lighting Design), University of Gothenburg, Гетеборг, Швеция;

Опыт работы:
Бюро Ljusarkitektur P&O с 2003 года, Стокгольм, Швеция www.ljusarkitektur.se

Участие в проектах в рамках бюро Ljusarkitektur:
- Торговый центр PUB, Стокгольм, Швеция Biblioteksgatan, Стокгольм, Швеция Посольство Швеции в США (House of Sweden), Вашингтон, США.
Сесилия Стрем (Cecilia Ström)
Архитектор, степень MSA

Образование:
Архитектор, Kungliga Tekniska högskolan, Стокгольм, Швеция

Опыт работы:
1984 - 1985 Coordinator AB
1988 - 1989 архбюро White Arkitekter AB
1991 - архбюро Bengt Hidemark Arkitektkontor
1994 - 2000 архбюро White Arkitekter AB
2000 – архбюро Wingårdh Arkitektkontor AB

Участие в проектах:
Больница Karolinska Sjukhuset, детский центр Astrid Lindgrens Barncentrum, университет Högskolan Kungsbäck, Gävle, офисное здание Kista Science Tower, Stockholm, торговый центр Vällingby Centrum и многие другие.


Сегодня мы хотим рассказать о проекте К-5 или, как мы говорим по-шведски, «Кофе» (по-шведски «кофе» пишется как «kaffe», цифра «пять» переводится как «fem». Отсюда и аналогия звучания: «К-5» читается как «Ka-fem» и схоже по звучанию с «kaffe» - прим. ред.)
 
Этот проект создавался в пригороде Стокгольма. Сам район строился еще 1954 году и с точки зрения архитектуры был наиболее современным. Район всегда являлся образцом шведского благополучия, образцом качественной шведской модели жизни. В то время в архитектуре преобладал подход, который декларировал максимальное внимание к любым деталям, которые непосредственно видят и ощущают люди, жители. И, как правило, для этого в большом количестве использовалось освещение, что создавало ощущение праздника и красоты.

«Когда району исполнилось 50 лет со дня основания, стало понятно, что он требует полной реконструкции, потому что здания ветшали, а общество менялось»
Когда району исполнилось 50 лет со дня основания, стало понятно, что он требует полной реконструкции, потому что здания ветшали, а общество менялось. С одной стороны, какую-то часть построек требовалось снести, какую-то отстроить, где-то необходимо было добавить больше строений для шопинга и активного отдыха. И центральным ядром этой застройки должен был явиться большой торговый центр, объединяющий под своей крышей большое количество модных бутиков.

[1]Изначальный проект Веллинг Центрум
Изначальный проект Веллинг Центрум

Тогда был организован архитектурный конкурс. Здесь вы видите наше первое предложение, которое мы сделали в сентябре 2003 года. Заштрихованный квадрат - это здание, которое мы расположили с краю, но одновременно здесь был и въезд, вход в основную зону Веллинг Центрум.

«Наш будущий проект мы задумывали как здание, которое могло бы, с одной стороны, стать символом города, а с другой - ярким, приглашающим жестом»
Концептуально здесь должны были располагаться магазины с открытой планировкой внутри атриума, освещенного дневным светом. И мы задумывали наш будущий проект как здание, которое могло бы, с одной стороны, стать символом города, а с другой - ярким, приглашающим жестом. Интерьеры мы видели белыми и нейтральными, создающими хороший контрастный фон для бутиков, ну а фасад должен был быть ярким и сияющим, как эксклюзивная упаковка или красивое женское шелковое платье, но с белыми кружевами или белой фатой. Итак, как же нам удалось реализовать столь грандиозный проект?

Интегральной частью проекта с самого начала мы планировали сделать прозрачную оболочку здания, чтобы она светилась изнутри. И благодаря тому, что с нами с первых дней сотрудничала компания Юсархитектур, мы смогли на самой ранней стадии проекта начать работу, что, в конце концов, дало бесценные результаты.

[2]Пиксельное напыление, которое становится более прозрачным по направлению снизу вверх
Пиксельное напыление, которое становится более прозрачным по направлению снизу вверх

Мы долго подбирали материалы и, наконец, остановились на алюминиевой пластине красного цвета. А для того, чтобы получить «белое кружево», мы решили сделать на стекле белое пиксельное напыление. Перепробовав большое количество вариантов, мы остановились на рисунке, когда пикселы по направлению вверх уменьшаются в размере, и стекло становится все более прозрачным.

После этого уже компания Юсархитектур начала заниматься наполнением этой конструкции светом.

К.Ф.:
- На этом этапе наша задача состояла в том, чтобы помочь архитекторам реализовать их видение.

[3]Наружное освещение здания состоит из двух частей: подсветки фасада и освещения логотипов
Наружное освещение здания состоит из двух частей: подсветки фасада и освещения логотипов

Наружное освещение здания состоит из двух частей. Это подсветка фасада и освещение логотипов, которые расположены вдоль козырька. Логотипы всех брендов, которые продаются в этом магазине, как бы разбросаны по козырьку и подсвечены.

В первую очередь мы предложили расположить все освещение за пикселизированным стеклом, поскольку понятно, что даже при наличии «принта» на стекле, оно достаточно прозрачно и свет, проходя через него, создаст определенный эффект.

[18]Смонтированные логотипы и их внутренняя подсветка
Смонтированные логотипы и их внутренняя подсветка

Но при такой, достаточно сложной, конструкции мы должны были создать освещение, которое легко обслуживается. Кроме того, задача состояла в том, чтобы свет плавно поднимался снизу вверх, поэтому основная масса светильников расположена в нижней части здания - здесь достаточно легко получить доступ к светильникам и при этом получить тот эффект, к которому стремились. Точно также для освещения брендов на козырьке мы расположили источники света внутри.

«Основное количество светильников расположено в нижней части здания - здесь достаточно легко получить к ним доступ и при этом получить тот эффект, к которому стремились»
И надо сказать, что в этом дизайне есть определенная перекличка с традициями 50-х годов, когда существовало много интегрированных в здание светящихся вывесок.

Но в целом наша задача заключалась не только в том, чтобы осветить фасад и козырек, а разработать в целом всю концепцию освещения торгового центра.

И главная задача именно светодизайнеров заключалась в том, чтобы за счет света усилить и в принципе придать этому зданию идентичность архитектуре середины прошлого века.

[4]Главная особенность архитектуры - отсутствие видимых источников света
Главная особенность архитектуры - отсутствие видимых источников света
Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas) 

Свет должен был интегрироваться в архитектуру таким образом, чтобы нигде не было видно ни одного светильника. Он должен был меняться в течение суток и, кроме того, должна была быть реализована возможность «эвентного» освещения.

«Такого рода осветительный проект невозможно рассчитать. Нам пришлось проделать огромное количество лабораторных тестов, в процессе которых мы выбрали оптимальное расположение светильников и создали оптимальную конструкцию системы»
Тут стоит сказать, что такого рода осветительный проект невозможно рассчитать. Нам пришлось проделать огромное количество лабораторных тестов, в процессе которых мы выбрали оптимальное расположение светильников и создали оптимальную конструкцию системы для того, чтобы добиться этого результата. Прежде всего, мы решили использовать люминесцентные линейные светильники, которые, по нашему мнению, дают максимально рассеянный свет и имеют стабильные светотехнические характеристики. Сначала мы использовали источники света с цветовой температурой в районе 3000К. Но после серии экспериментов мы обнаружили, что более холодные температуры значительно лучше передают белизну и красноту, то есть помогают создать более насыщенный и яркий свет.

Стоит отметить, что мы также пробовали осветить фасад снаружи, но это еще раз убедило нас в том, что наше изначальное решение расположить свет внутри было абсолютно правильным, поскольку наружное делало фасад абсолютно плоским. Что касается логотипов, они тестировались по очереди для каждого бренда в отдельности.

[19]Путем долгих экспериментов удалось добиться того, чтобы красный фон вокруг белых букв был максимально светопропускающим
Путем долгих экспериментов удалось добиться того, чтобы красный фон вокруг белых букв был максимально светопропускающим

Здесь тоже были свои тонкости. Наша задача заключалась не только в том, чтобы светились белые буквы. Мы старались добиться и того, чтобы красный фон вокруг белых букв был максимально светопропускающим. И одна из главных технических задач, с которыми нам надо было справиться, состояла в том, что материал, из которого делались эти логотипы, должен был быть достаточно легким, потому что светильники располагались за ним и при их обслуживании материал должен был легко сниматься и устанавливаться обратно.

«Мы обнаружили забавный эффект: когда освещенный логотип рассматривается не прямо, а чуть под углом, то очертания букв оказываются немного размытыми и это придает зданию загадочный иллюзорный эффект»
В частности, мы использовали определенную текстуру материала для того, чтобы добиться контрастного проявления белых букв на красном фоне при условии, что красный фон тоже светится. Кроме того, мы обнаружили забавный эффект: когда освещенный логотип рассматривается не прямо, а чуть-чуть под углом, со стороны, то очертания букв оказываются немного размытыми и это придает зданию загадочный иллюзорный эффект.

С.С.:
- Естественно, кроме светотехников было немало и других специалистов, чье участие было абсолютно необходимо. И различные технические требования, и решения требовали того, чтобы эти люди делали каждый свою задачу внутри здания.

Сначала мы проработали то, каким образом логотипы будут отображаться, поэтому эта часть монтировалась первой. Во многом это определяло внешний облик здания. Мы слой за слоем использовали установку светильников и материалов.

[5]Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Вот изначальный замысел...

[6]Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)
Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)

...а уже вот то, как притворенная идея выглядит в жизни. Днем у здания четкий «прохладный» образ. Четкость контуров на фоне неба, на фоне открытого пространства обеспечивается формой здания.

«С помощью этого современного центра мы придали этому району имидж определенного бренда, создали брендовую идентификацию»
Мы уверены, что конечный результат полностью оправдал наши ожидания и наше изначальное видение этого проекта. Мы считаем, что здание получилось действительно приглашающим жестом и символом нового современного Веллинга. И мы считаем, что с помощью этого современного центра мы придали этому району имидж определенного бренда, создали брендовую идентификацию. Однако в полном контрасте с внешней оболочкой здания интерьер должен был быть абсолютно нейтральным.
 
[7]Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)
Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)

Однако как добиться того, что бы внутри здания получилась ровная белая поверхность? Потому что чаще всего, когда на потолке размещают светильники, какого бы цвета ни была поверхность, ее практически невозможно сделать белой.

Но каким образом это реализовать?

И поэтому именно осветительные решения является наиболее интересными. Надо сказать, что до этого компания Юсархитектур достаточно активно использовала в своих проектах белую металлическую сетку как один из потолочных элементов в освещении интерьеров.
 
[9]Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)

Поэтому мы совместно протестировали большое количество различных металлических растров и сеток. И мы обнаружили, например, что сетка с диаметром отверстий 5 см позволяет практически все коммуникации расположить за поверхностью потолка.

[8]Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)

Кроме того, мы хотели, чтобы была перекличка между фасадными материалами и потолками. В результате внутренняя белая поверхность превратилась в «белую фату».

Помимо всего прочего мы разработали специальную методику монтажа этих конструкций, так, чтобы это можно было сделать быстро, легко и недорого.

К.Ф.:
- Да, мы действительно уделили много времени тестированию материалов, которые использовались для создания потолков, и все это происходило совместно. Размер этих отверстий, то, каким образом эти поверхности освещаются, в разных вариациях создают абсолютно разные ощущения.

Достаточно необычное решение, но все же мы согласились использовать в качестве главных источников освещения метеллогалогенные прожекторы, которые должны были светить сквозь перфорированную сетку. Но проблема в том, на каком расстоянии от сетки устанавливать их, потому что если расположить слишком близко, то на пол проецируется некрасивый рисунок. Спустя какое-то время мы все-таки нашли оптимальное расположение. Именно такое, чтобы на пол падал абсолютно ровный свет.

[10]С помощью всего одного типа источника света удалось добиться одновременно прямого и отраженного света
С помощью всего одного типа источника света удалось добиться одновременно прямого и отраженного света

При этом не стоит забывать, что отверстия занимали примерно 50% поверхности сетки, и N-ое количество света отражалось вверх, рассеиваясь внутри потолка. Таким образом, мы с помощью одного светового решения, как бы странно это не казалось, смогли добиться и прямого, и отраженного света. Кроме того, за счет использования крепления прожекторов на токопроводящей шине, мы получили возможность расположить там и акцентное освещение, если такая необходимость возникнет.

За счет создания внутреннего отраженного света за поверхностью потолков мы смогли придать им воздушность, ажурность и легкость. Учитывая, что помещение само по себе достаточно большое, а потолки достаточно высокие, мы смогли обеспечить ему некую «воздушность».

Цветовая температура, выбранная нами для общего освещения - это достаточно холодный свет, и он должен был приятно контрастировать с теплым светом, который использован для подсветки в отдельных бутиках.

С.С.:
- Главное, чего мы добились - интерьеры создают такое же позитивное ощущение, как и фасад. Получилось, что внутреннее убранство стало синонимом ажурного нижнего платья, которое надевается под шелковую одежду.

[11]В итоге, внутри все получилось абсолютно белым
В итоге, внутри все получилось абсолютно белым

И постепенно, накладывая внутренние слои, мы придавали интерьерам все большую жизнь. В итоге внутри, как вы видите, все получилось абсолютно белым. Решение, которое мы показали, используется в общественных, так называемых «коммуникационных» зонах.

[12]Основное отличие входной зоны - большее количество света и больший диаметр отверстия сетчатого потолка
Основное отличие входной зоны - большее количество света и больший диаметр отверстия сетчатого потолка

Однако входная зона здания имеет несколько другие масштабы и другую функцию. Мы решили придать ему статус места встреч. Материалы, в принципе, использовались те же самые. Другое дело, что немного другой был размер отверстий, другая перфорация в потолке и т.д. Дело в том, что изначальный рисунок тротуаров в городе был в виде больших кругов, таких, как вы видите на картинке.

Сейчас, к сожалению, круги исчезли и из практических соображений они сейчас заменены на квадратные плиты. Но мы постарались оставить перекличку с этой оригинальной идеей и воплотить ее в торговом центре, а в частности, во входной зоне, за счет больших круглых отверстий в потолочной части.

К.Ф.:
- Входная зона с точки зрения освещения несет несколько другую нагрузку. Мы считаем, что входная группа должна быть рекламирующей, приглашающей людей внутрь. Поэтому уровень освещенности должен быть изначально выше. И поскольку общий уровень потолка в этой зоне был больше, чем в среднем на этажах, то, соответственно, перед нами стояла другая задача по проектированию освещения. Вместо того, чтобы располагать освещение над потолком, мы разместили светильники на уровне, внутри больших отверстий. Мы просто приспособили их размеры в металлических плитах к внешнему диаметру светильников.

Но проблема заключалась в том, что как только светильники опустились на уровень потолка, мы сразу же потеряли наш волшебный отраженный, рассеянный внутри потолка свет.

И тогда, к сожалению, потолок должен был стать темным. Здесь мы решили сделать комбинированное освещение, добавив светильники, которые светили только вверх. И теперь светильники, которые отвечали за отраженную составляющую, расположились на том же уровне и на той же конструктивной основе, что и прожектора, светящие вниз.

С.С.:
- Одна из предпосылок того, чтобы проект в итоге оказался удачным - это постоянное стремление реализовать свое видение проекта во всех его элементах. Вот, вы видите, как выглядит входная зона. В этом здании также имеется атриум, и, как вы знаете, его задача - пропускать внутрь дневной свет. Идея в том, чтобы освещать атриум с помощью дневного света, проходящего через стеклянную крышу. Но это достаточно банальная идея.

У нашего атриума в результате планировки получилась листообразная форма. Но нам нужно было подумать о целом ряде моментов, в частности и о том, как обойтись с прямым солнечным светом и избыточным теплом солнца.

[16]Основная задача натяжного листообразного потолка в атриуме - рассеивать прямой солнечный свет
Основная задача натяжного листообразного потолка в атриуме - рассеивать прямой солнечный свет

Для этого мы использовали, опять-таки в виде листа, экран, который подвешивался ниже потолка. Задача состояла в том, чтобы с помощью него рассеять солнечный. В итоге мы пришли к тому, что скрытие визуального контакта с небом только увеличивает комфорт внутри атриума.

Однако надо сказать, это была очень непростая задача, и это потребовало от нас тесного сотрудничества и с дизайнерами и поставщиками материалов.

Вот здесь показано, каким образом выглядит этот экран и как он сконструирован. Надо сказать, что ткань, натянутая на каркас, имеет общую площадь 135 кв. м. Вообще, этот «купол» - отдельная и очень интересная тема, о которой мы расскажем в конце.

К.Ф.:
- Главная техническая проблема заключалась в том, что днем, конечно же, будет достаточно света. Но что делать, если погода не очень хорошая, или на улице уже наступили сумерки?

[13]Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Мы пришли к выводу, что под потолком, за экраном должны располагаться светильники. Трудность заключалась в том, чтобы рассчитать, учесть все особенности и характеристики этой ткани. Поскольку во всем здании у нас были установлены скрытые светильники, здесь они также должны были находиться вне прямой видимости.

Таким образом, на этот экран возлагалась специфическая нагрузка: с одной стороны, он должен был отражать максимальное количество прямого солнечного света, а с другой -пропускать как минимум 50% света прожекторов для обеспечения нужного количества света внутри здания.

Кроме того, мы решили обыграть этот элемент внутреннего дизайна с помощью специальной дополнительной подсветки, чтобы эту листообразную форму посветить и подчеркнуть.

И тут же обнаружились новые требования к экрану: он должен был иметь такие свойства, которые позволили бы направлять на него акцентный свет и создавать определенный рисунок.

Так, мы перепробовали огромное количество образцов, пока не нашли нужную ткань.

Для того, чтобы решить световую задачу, о которой говорилось выше, все прожектора были расположены непосредственно на конструкции крыши. Одна из современных концепций по созданию подобных торговых центров подразумевает возможность организации акций для привлечения людей. Мы должны были создать такую возможность.

Вдохновение для создания такой среды мы почерпнули из концертных площадок. И именно с помощью специального постановочного освещения можно создавать как раз такую нужную среду.

[14]Снизу экран подсвечен специальными сценическими проекторами
Снизу экран подсвечен специальными сценическими проекторами

Мы предложили использовать специальные прожекторы, управляемые компьютером, который может самостоятельно по определенной программе выдавать различные спецэффекты.

А поскольку каждый из таких прожекторов стоит приблизительно как маленький автомобиль, мы для начала продемонстрировали заказчикам и архитекторам результат, который они смогут получить от их использования.

Свет внутри здания в течение дня постоянно меняется, причем это происходит медленно, плавно и создает определенное настроение.

С.С.:
- Когда вы видите картинки проекта на стадии реализации и то, что получилось в конце, наверное, у вас складывается ощущение, что это была такая легкая прогулка: а-ля «придумали и сделали».

[15]Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.
Фото: Патрик Гуннар Хелин и Кристиан Салтас (Patrik Gunnar Helin и Christian Saltas)

Но на самом деле, для того, чтобы такой результат был достигнут, мы должны были спланировать свою работу определенным образом. На первом месте стоял процесс проектирования. И сегодняшняя его культура в Швеции такова, что на самом раннем этапе в него вовлекаются все стороны, и каждый человек изначально приходит со своими специализированными знаниями.

И когда проект закончен, все эти знания должны в каждой точке проекта найти свое отражение.

Самое ценное в этом проекте было то, что при постоянном и одновременном участии в нем порядка 60-ти человек, каждый из них четко представлял себе цель и, к счастью, у всех эта цель совпадала.

«Строительный процесс наряду с инспекторами и проект-менеджерами вовлек в себя порядка 650 человек»
Следующий шаг - строительство. От 60 человек здесь осталось лишь 30. Но здесь уже появилось 50 подрядчиков и субподрядчиков со своими 550 людьми. Строительный процесс наряду с инспекторами и проект-менеджерами вовлек в себя порядка 650 человек.

Тут уже значительно сложней сказать, что у всех была одинаковая цель. И, тем не менее, здесь можно констатировать, что в этом случае цели были достаточно близки к тем, что были у нас.

[17]Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Теперь мы постараемся резюмировать то, что, в конце концов, позволило успешно сдать этот проект.

«Сотрудничество между Вингордс и Юсархитектур позволило очень эффективно проводить все тестирования для того, чтобы создавать новые решения»
Во-первых, и замысел здания, и проектирование освещения были направлены к одной и той же цели, и имели одну и ту же коммерческую задачу. Именно это позволило повысить взаимопонимание участников процесса. А свет был интегральной частью здания с самого начала. Сотрудничество между Вингордс и Юсархитектур позволило очень эффективно проводить все тестирования для того, чтобы создавать новые решения. И благодаря этому мы смогли в реальном масштабе протестировать практически все конструктивные решения при участии света.

И за счет такого сильного совместного посыла мы смогли и остальную часть людей, участвовавших в процессе, сделать активными участниками, разделяющими наши цели. И естественно, для того, чтобы добиться таких результатов, требовалось многое другое, лежащее за пределами профессионального, но лежащего в границах человеческого: терпимость, взаимопонимание и высокий уровень организации.

Вот и все. Спасибо!

В дополнение мы хотим, как обещали, рассказать про волшебную ткань.

С.С.:
- Весной 2005 года мы проводили активные поиски материала для этого листообразного экрана и в конечном итоге после огромного количества тестов мы нашли один-единственный, который полностью удовлетворял нашим требованиям. Но в процессе строительства произошла некая задержка, из-за которой двумя годами позже, когда надо было эту ткань закупать, выяснилось, что она больше не производится.

Паника!

На то, чтобы решить этот вопрос, ушло полгода. Нам все-таки удалось найти новую ткань, которая оказалась даже лучше. Так что, как мы говорим в Швеции, «хорошим девочкам везет»!

Из зала:

-Почему вы использовали только металогалогенные светильники?

- К.Ф.: Не совсем верно: мы использовали смешанное освещение - и металогалогенное, и люминесцентное.

- А каковы энергозатраты при эксплуатации?

- К.Ф.:  А вот угадайте! Какова удельная потребляемая мощность системы освещения на квадратный метр, учитывая, что это торговый центр?

- 6 Вт?

- 500 Вт?

- 3000 Вт?


- К.Ф.: Ближе всех был первый ответ. А на самом деле - 12 Вт на кв.м!

- Как вам удалось этого добиться?

- К.Ф.: Во-первых, основное освещение внутри здания - металогалогенные прожектора, которые смогли нам дать и прямой, и отраженный свет. Поэтому не потребовалось дополнительных источников освещения. И кроме того внутри здания использованы только белые отделочные материалы. Так, средний уровень освещенности в здании- 300 люкс.

- Какие краски использовались для обработки решеток и внутренней части потолка?

- С.С.: Полуматовый лак.

-Как была организована работа одновременно и архитекторов и светодизайнеров?

- К.Ф.: Безусловно, участвовали разные специалисты с разным образованием. Но речь шла о профессиональном доверии, когда вам нужно решить специфическую задачу. И эта задача доверяется ему полностью.

«...Световой дизайн именно с этого и начинается: когда вы видите или хотите видеть какой-то результат, надо начинать с концепции, а только потом начинать наполнять и оборудовать»
- С.С.: И естественно, не смотря на то, что мы были хорошими девочками, не каждый день мы были друзьями и не всегда мы во всем друг с другом соглашались. Самое главное, что нас объединяло, это то, что когда мы говорили об освещении, мы не говорили о железе, о типе, размере или мощности светильников. Мы говорили о создании определенной атмосферы. А световой дизайн именно с этого и начинается: когда вы видите или хотите видеть какой-то результат, надо начинать с концепции, а только потом начинать наполнять и оборудовать.

Нам также очень повезло с тем, что мы пригласили Юсархитектур - людей, которые великолепно разбираются в создании атмосферы. Насколько я знаю, в свое время они много работали как раз с имитацией дневного света внутри помещения с созданием ощущения от легкости, воздушности, с созданием воздушного, естественного рассеянного света при помощи искусственных источников света.

- Это первый опыт такой работы или уже были подобные?

- С.С.: Да, мы делали, например посольство Швеции в США. Но так получилось, что они реализовывались параллельно.

Но в данных случаях работали абсолютно разные люди.

- Скажите, а как вы будете чистить такой «лепесток»? И какая цветовая температура источников света над ним? То есть вы моделируете естественный свет, а уровень освещенности очень маленький.

- К.Ф.: Начну с конца. Цветовая температура светильников над экраном порядка 3000 Кельвинов. Дело в том, что задача атриума - обеспечить общим освещением все магазины. Остальной свет распределяется уже в коммуникационных зонах. Все другие источники света в частях торгового центра составляют 4200K.

Мы старались не делать холодней, чем 4200К, хотя это было бы намного ближе к дневному свету. Но мы решили, что область 4000K - это потолок повышения температуры, и мы остановились на средне-теплых оттенках.

 Что касается очистки «лепестка», то там предусмотрена система фасадных лифтов и таким образом решено обслуживание.

- Бюджет проекта?

- К.Ф.: Приблизительно €25 млн..

- Есть ли какие-то планы по реализации светотехнических проектов в России?

- С.С.: Естественно, это зависит от того, какой к нам проявят интерес.
К нам, кстати сказать, приходили запросы по проектной работе в России, но на слишком поздней стадии, и мы за них просто не брались.

- Спасибо!

- Сесилия, Клара: Спасибо вам!




Похожие статьи




Комментарии к статье «Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.».

МСвет , 24.10.2009 08:03:47


Обсуждаем статью: Уроки шведского: освещение торгового центра за €25 млн.

Известные и уважаемые шведские специалисты в области светодизайна, К. Френкель и С. Стрем, участвовавшие в разработке грандиозного проекта светового оформления K-5, рассказывают в открытой дискуссии о проделанной работе и делятся секретами мастерства.<br> Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100