?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Эволюция театрального света

 
Эволюция театрального света

Эволюция театрального света

История театрального освещения показательна, она уходит своими корнями в глубокую древность и демонстрирует передовые идеи в эволюции осветительных приборов, начиная с античности и заканчивая XIX веком.

Сценический свет — один из самых важных элементов современного театра. Можно представить спектакль без музыки, без декораций, без театральных костюмов, без грима и реквизита. Но без света его представить невозможно. Театральный свет — это волшебник, который способен менять время суток в мгновение ока. Сейчас он наполняет сцену солнцем и радостью, а через минуту уже наступают мрачные сумерки. Вспышки молнии, всполохи пожара, движение облаков и алые отблески заката — все это можно увидеть в какие-нибудь полчаса при помощи театральных светильников.

Солнце, факелы и свечи

История европейского театра, как известно, берет свое начало в древней Греции. Тогда сценическое действо происходило под открытым небом и, поэтому, никаких проблем с освещением не возникало. Солнце исправно исполняло функцию «божественного светильника», решая все технические и творческие задачи в области сценического освещения. Когда же наступала ночь, а благодарные зрители не хотели расходится, актеры освещали сцену факелами, используя мистическое очарование живого пламени в своих постановках.
Придворный театр эпохи Возрождения, перебравшись в закрытые помещения, начал использовать в качестве источников света свечи.

Свечи были двух разновидностей: сальные и восковые. Последние отличались высокой стоимостью, поэтому позволить их себе могли только состоятельные люди. В театрах, в целях экономии, чаще использовались сальные свечи. По свидетельству зрителей того времени, спектакли представляли собой удивительную смесь удовольствия и мучения. Так как свечи ужасно чадили, зрители, порою, не могли видеть актеров из-за слез. К тому же с люстр нередко капало расплавленное сало, обжигая зрителей и нарушая безупречность их нарядов.
Эпоха Просвещения, отвергнув многие элементы средневековья, унаследовала от него любовь к изображению ада. Адский огонь стал эффектным орудием в арсенале многих театров. Итальянский композитор Саббатини предлагал чрезвычайно действенный способ создания такого эффекта.
Под сценой, по углам большого открытого люка, ставилось четверо дюжих мужчин. Каждый из них был снабжен обычным чугунным горшком. В донышке этого горшка делали отверстие, через которое вставляли палку от факела. Пламя при этом, должно было оказаться над поверхностью сосуда. Наполнив горшок смолой, пропитанной порохом, его закрывали сверху плотной бумагой с дырочками. Зажженные факелы с горшком брали в руки и выставляли над поверхностью люка, сильно встряхивая их время от времени, отчего получалась большая вспышка пламени.

«Адский огонь» Саббатини
«Адский огонь» Саббатини

Автор изобретения рекомендовал пользоваться «Адским огнем» с чрезвычайной осторожностью, так как во время его применения были нередки случаи тяжелых ожогов. Думаю, пожарные инспектора нашего времени восприняли бы это «гениальное» изобретение не столь восторженно, как современники Саббатини.

Масляные светильники

Масляные лампы появились еще в античности. Однако в течение нескольких веков они успели претерпеть значительные изменения.
Масляные светильники представляли собой металлический резервуар, в который опускался круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скромное освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка.

Леонардо да Винчи, которого, видимо, огорчало несовершенство современных ему источников света, сделал небольшую жестяную трубочку, которую поместил над пламенем светильника. Охватывая верхний конец пламени, эта трубка увеличивала приток воздуха и давала возможность светильнику гореть ярче.
Масляные лампы стали успешно конкурировать со свечами. Они укреплялись гроздьями в виде люстр, которым любили тогда придавать форму орла, лилии и других романтических образов. Ламп рекомендовалось брать как можно больше, чтобы света от них хватало для освещения зрительского зала, и, одновременно, сцены.

Приборы Фуртенбаха

В XVII веке появилась настоятельная необходимость создать специальные осветительные приборы, чтобы отделить освещение сцены от освещения зала. С этой целью немецкий архитектор Иосиф Фуртенбах создал новые масляные светильники, которые были снабжены отражателем.
Фитиль в его лампах крепился на особых поплавках. Для этого шесть деревянных кубиков скреплялись между собой проволочным кольцом. Поперек этого кольца натягивалась вторая проволока с другим кольцом посередине. Через него и протягивался фитиль. Для того, чтобы масло сгорало без остатка, в нижнюю часть лампады надо было подливать свежей воды. Пятьдесят масляных ламп, по мнению Фуртенбаха, обеспечивали оптимальное освещение сцены. В качестве отражателя, для своего изобретения он использовал жесть, сусальное золото и слюду, соединяя пластины всех трех материалов в одну.

Театральное освещение из прошлого: прибор Фуртенбаха  
Театральное освещение из прошлого: прибор Фуртенбаха

Еще одно изобретение Фуртенбаха — «облачный ящик». С его помощью удалось пополнить арсенал световых эффектов небесными явлениями, составив, тем самым, конкуренцию «Адскому огню».
Источники света этих приборов помещались либо внутри ящика, декорированного под облака, либо за отдельными «слоями» облаков, но так, чтобы зрителю не было видно самого пламени лампы. В одном из «облачных ящиков» Фуртенбах делал вырез, за которым устанавливался источник света. В самом ящике перед пламенем укреплялся выпуклый сосуд, наполненный окрашенной водой. Он помещался в центре внутренней части прибора, сделанной из листовой меди. Вокруг сосуда располагалось 16 стеклянных «лучей», которые он освещал. Для того, чтобы эти «лучи» еще больше играли от света, проходящего через сосуд, последний мог поворачиваться при помощи железного прута. Если учесть, что сосуд заполнялся цветной жидкостью, зрелище создаваемое этим эффектом, для своего времени было воистину божественным.

Газовое освещение

В XIX веке грозное слово «революция» звучало повсюду. Одной из таких революций стало изобретение газового освещения в 1808 году. Через пару лет эта технологическая новинка была внедрена немецким техником Винзером в театре Lyceum в Лондоне.
Первое время газовые горелки употреблялись в театре с открытым пламенем, которое под влиянием движения воздуха на сцене все время слегка дрожало и колебалось. Однако яркость газовых горелок, по сравнению с масляными лампами, была на порядок выше.

сненические газовые светильники
Сценические газовые светильники

Впоследствии открытые горелки стали снабжаться цилиндрическим стеклом, которое обеспечивало более ровное горение и в некоторой мере защищало от пожара. Для устранения сильного нагревания воздуха применялось, так называемое, всасывающееся (аспирированное) пламя. Оно получалось благодаря специальной трубочке, помещенной у пламени каждой горелки и соединяющейся с другими такими же трубочками общей магистралью. В этой магистрали создавалась сильная тяга, и кончики пламени вытягивались в трубочки. Так горячий воздух и остатки несгоревшего газа уходили через магистральные трубы. Вместе с тем было сделано особое приспособление для механического выключения газа в том случае, когда стеклянный цилиндр, покрывающий пламя лампы, разбивался, и горелка оказывалась открытой.

Электричество

Что бы не говорили в Европе, право называть себя первооткрывателями электрического освещения принадлежит русским. Первым человеком, который заставил эту невидимую силу излучать свет, был русский физик В.В. Петров. В 1803 году он провел опыт, в результате которого смог добиться от двух угольных палочек, соединенных гальванической батареей, яркого пламени.

Через 10 лет этот же опыт был проделан английским ученым Х. Дэви, и слава уже совершенного открытия почему-то досталась ему.
К электрическому освещению театр присматривался долго. То ли он еще не успел «наиграться» газом, то ли мистическая энергия казалась ему чем-то враждебным, однако дуговая лампа ждала своего часа 36 лет после своего изобретения

Первым театром, решившимся на эксперимент с новым источником света, стал парижский Grand Opera. Это произошло в 1849 году, когда в опере Мейербера «Пророк» для эффекта восхода солнца во втором акте и пожара в пятом акте впервые применили небольшой дуговой прожектор с параболическим зеркальным отражателем. Прожектор испускал мощный сноп света, окрашенный шелковым светофильтром, помещенным перед прожектором. Эксперимент удался, и вскоре дуговые лампы заказали все крупные европейские театры.

 
Дуговая лампа в качестве прожектора

Несмотря на недостатки первых дуговых ламп, которые издавали при горении сильный шум и мигали, применение их с тех пор стало носить постоянный характер.

Лампочка накаливания

Не хочу никого разочаровывать, но саму идею ЛН тоже, по сути, изобрел не Эдисон. Идея все время витала в воздухе. Например, бельгиец Фобар, предложил в 1838 году накаливать угольную пластину в безвоздушном пространстве, англичанин де Молейн в 1841 году взял патент на свою лампочку накаливания с платиновой спиралью, а его соотечественник Гебель применил в 1847 году нить из обуглившихся волосков бамбукового тростника. К этому списку можно еще присовокупить нашего соотечественника Александра Николаевича Лодыгина, который в 1874 году получил патент на нитевую лампу, в которой в качестве нити накала он использовал угольный стержень, помещенный в вакуумный сосуд.

Можно долго спорить, кто на самом деле изобрел лампочку накаливания, но значимость этого изобретения трудно переоценить. Без сомнения, ее появление открыло новую эпоху в развитии театрального освещения.

Вряд ли изобретатели масляных светильников могли представить то многообразие осветительной аппаратуры, которая появилась в театрах после рождения лампочки накаливания. Многочисленные семейства прожекторов, сканеры, проекционные устройства, управляемые приборы и световые пушки стали привычными инструментами в работе современных художников по свету. Об этом многообразии современного театрального осветительного оборудования мы расскажем во второй части статьи «Свет в современном театре».



Читайте также:




Комментарии к статье «Эволюция театрального света».

МСвет , 03.11.2009 20:58:46


Обсуждаем статью: Эволюция театрального света

История театрального освещения показательна, она уходит своими корнями в глубокую древность и демонстрирует передовые идеи в эволюции осветительных приборов, начиная с античности и заканчивая XIX веком. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100