Эволюция театрального светаИстория театрального освещения показательна, она уходит своими корнями в глубокую древность и демонстрирует передовые идеи в эволюции осветительных приборов, начиная с античности и заканчивая XIX веком. |
Автор: А. Гасилин | Дата: 30.01.2009 |
Свечи были двух разновидностей: сальные и восковые. Последние отличались высокой стоимостью, поэтому позволить их себе могли только состоятельные люди. В театрах, в целях экономии, чаще использовались сальные свечи. По свидетельству зрителей того времени, спектакли представляли собой удивительную смесь удовольствия и мучения. Так как свечи ужасно чадили, зрители, порою, не могли видеть актеров из-за слез. К тому же с люстр нередко капало расплавленное сало, обжигая зрителей и нарушая безупречность их нарядов.
Эпоха Просвещения, отвергнув многие элементы средневековья, унаследовала от него любовь к изображению ада. Адский огонь стал эффектным орудием в арсенале многих театров. Итальянский композитор Саббатини предлагал чрезвычайно действенный способ создания такого эффекта.
Под сценой, по углам большого открытого люка, ставилось четверо дюжих мужчин. Каждый из них был снабжен обычным чугунным горшком. В донышке этого горшка делали отверстие, через которое вставляли палку от факела. Пламя при этом, должно было оказаться над поверхностью сосуда. Наполнив горшок смолой, пропитанной порохом, его закрывали сверху плотной бумагой с дырочками. Зажженные факелы с горшком брали в руки и выставляли над поверхностью люка, сильно встряхивая их время от времени, отчего получалась большая вспышка пламени.
Леонардо да Винчи, которого, видимо, огорчало несовершенство современных ему источников света, сделал небольшую жестяную трубочку, которую поместил над пламенем светильника. Охватывая верхний конец пламени, эта трубка увеличивала приток воздуха и давала возможность светильнику гореть ярче.
Масляные лампы стали успешно конкурировать со свечами. Они укреплялись гроздьями в виде люстр, которым любили тогда придавать форму орла, лилии и других романтических образов. Ламп рекомендовалось брать как можно больше, чтобы света от них хватало для освещения зрительского зала, и, одновременно, сцены.