?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Путь дизайна: от идеи до премии Red Dot

 
Путь дизайна: от идеи до премии Red Dot

Путь дизайна: от идеи до премии Red Dot

На Фестивале шведского дизайна в Москве среди других образцов прикладного искусства были представлены и светильники. Известный скандинавский дизайнер Улле Лундберг, создавший ряд продуктов для Fagerhult, во время своего мастер-класса рассказал о процессе разработки нового светового оборудования.

19 февраля 2010 года в Москве в центре современного искусства «М’АРС» открылся Фестиваль шведского дизайна. Две недели гости мероприятия ежедневно слушали лекции авторитетных дизайнеров и представителей ведущих компаний, а также могли познакомиться с разнообразными экспозициями шведских брендов. Также фестиваль представил россиянам современные тенденции в архитектуре, цветоводстве, кулинарии, освещении, производстве мебели и многими другими составляющими шведской культуры.

Если еще недавно скандинавская продукция в России ассоциировалась в основном с IKEA, то этот фестиваль наглядно демонстрирует, насколько прогрессивен и разнообразен в Швеции индустриальный дизайн.

Освещение – одна из непременных составляющих скандинавского дизайна: «культура света» и традиции освещения уходят корнями в традиции народа, живущего в северных широтах с коротким световым днем. Швеция славится своим уникальным подходом к освещению, и мастер-класс Улле Лундберга, состоявшийся 24 февраля, стал лучшим доказательством этого утверждения.




Улле Лундберг и Константин Соколов проводят мастер-класс по дизайну светового оборудования 

Улле Лундберг - основатель шведской студии индустриального дизайна LundbergDesign, находящейся в самом центре Стокгольма. За свою более чем двадцатилетнюю практику он сотрудничал с самыми разными европейскими компаниями, разрабатывая для них дизайн самых разных видов продукции: от мебели и стереосистем до интерьеров скоростных поездов. В портфолио его студии клиенты с такими громкими именами, как IKEA, Bombardier и Fagerhult. Улле говорит, что выполнять подобные заказы одновременно сложно и интересно: нужно знать не только специфику будущих товаров, но и четко понимать, на какого потребителя ориентирован бренд, поэтому процессы создания светильников для IKEA и для Fagerhult отличаются друг от друга. Изучение реакции людей на продукт - ключевой фактор, наряду с использованием современных технологий, а также оригинальным, запоминающимся внешним видом.

     





В студии LundbergDesign дизайнеры и инженеры работают в сплоченной команде, потому что иначе создание качественного промышленного дизайна невозможно. Партнером шведской светотехнической компании Fagerhult Улле Лундберг стал еще в середине 90-х годов, и за это время успел не только воплотить в жизнь множество проектов для этой марки, но и два раза удостоился престижной премии Red Dot за дизайн светильников. Светильник Orosso был выпущен в 2006 году и тогда же получил Red Dot, а прожектор Catwalk был награжден в 2009. На примере последнего продукта Улле подробно рассказал обо всех аспектах создания нового светильника.    



Светильник Orosso, разработанные Улле Лундбергом и получивший премию Red Dot в 2006 году 

Fagerhult существует на рынке уже с 1945 года. О масштабах компании говорит, например, тот факт, что сейчас в разработке одновременно находятся 30 серий светильников. 

На осветительном рынке каждый год выходит множество прожекторов, но компания Fagerhult из тех, кто всегда вносит нечто новое в, казалось бы, уже абсолютно обыденную вещь. Именно поэтому их сотрудничество с LundbergDesign такое успешное: свою работу над новым продуктом Улле всегда начинает с исследования и анализа рынка. В случае с Catwalk прежде, чем переходить к каким-то идеям, студия опросила продавцов дорогих бутиков в Швеции и узнала, что для них светильник будущего должен иметь стильный и лаконичный внешний вид, при этом вписываться не только в любой интерьер, но и подходить для всех типов потолков. Это и стало главным положением в концепции Catwalk, хотя само название было придумано в процессе работы над прожектором, основываясь на уже созданном дизайнером образе.    




Прожектор Catwalk, также созданный LundbergDesign и удостоенный награды Red Dot в 2008 году

Лундберг поясняет, что процесс исследования чем-то напоминает пазл: изначально поставленные задачи кажутся расплывчатыми, но в ходе работы над ними они приобретают все более четкие очертания и в итоге складываются в общую картину. Нетривиальный внешний вид будущего прожектора потребовал и необычных материалов. Улле уверен, что в современном дизайне функциональность не должна отходить на второй план, а грамотное сочетание стильного внешнего вида и функциональности иногда является самым сложным в работе. Впрочем, подобного рода трудности и делают процесс творческим: все зависит именно от креативности дизайнера и от того, насколько его фантазия позволяет выйти за рамки обыденного.        

Глянцевый корпус, который, кстати, доступен в трех цветах (черном, белом и сером) - лишь одна из отличительных особенностей Catwalk. Верхняя кайма светильника, выполненная из резины, не просто придает ему индивидуальности, но и защищает руки от высокой температуры при повороте прожектора. Сглаженные углы придают светильнику элегантность и выделяют его среди остальных.      



Глянцевый корпус делает Catwalk идеальным прожектором для самых дорогих бутиков и лучших подиумов

Catwalk выпускается в нескольких вариантах для различных источников света: металлогалогенных, галогенных, натриевых ламп и светодиодов. Всем известно, что популярность последних с каждым годом возрастает, и, конечно же, разговор зашел именно о них. Однако Улле Лундберг пояснил, что пока он старается избегать использования светодиодов в общем освещении, так как по светоотдаче они все еще уступают люминесцентным лампам. Кроме того, до сих пор не решена проблема с отводом избыточного тепла, которое существенно сокращает срок службы светодиодов. Поэтому Улле считает, что их использование пока целесообразно только для акцентной подсветки. Тем не менее, шведский дизайнер полагает, что к 2012-2013 году светодиоды догонят по светоотдаче люминесцентные лампы, а в течение 10 лет разовьются как раз до такой степени, что станут достойным источником света именно для общего освещения.          

Прожектор Catwalk, по словам Улле, можно использовать не просто в качестве светильника: специально для него LundbergDesign создали различные насадки, которые позволяют даже проецировать изображение на стену. Дополнительные светофильтры и бленды, регулирующие поступление света, ничем не отличаются от аналогичных аксессуаров, используемых при фотосъемке. Таким образом, прожектор становится устройством, которое пригодится для самого широкого круга применений.  



Выбор аксессуаров к Catwalk очень широк и способен удовлетворить потребности даже самых искушенных профессионалов


Такое редкое сочетание внешнего вида и технических характеристик позволяет использовать светильник в любых самых современных интерьерах: речь идет не только о бутиках, но и о подиумах. В дальнейшем исходя из этого появилось и само название: catwalk с английского и переводится как “подиум”, а если дословно, то как “кошачья походка”. Конечно, связь тут самая прямая: модели на подиуме грациозны, как самые шикарные породистые кошечки, а их походка мягка и аккуратна. Нет сомнения, что название Catwalk идеально подошло для прожектора, ведь его классические и в то же время современные формы еще и необычайно плавны.

Следом за разработкой названия встал вопрос о логотипе. Пожалуй, только компании премиум-класса продумывают все вплоть до таких мелочей. Улле рассказывает, что в первое время они хотели использовать символ кошки, но позже отказались от этой идеи в пользу простого профиля светильника, вписанного в логотип. Сейчас он располагается в трех местах: один на корпусе, а два других на резиновом ободе.    



Даже логотип и шрифт Catwalk были тщательно продуманы

Нестандартный шрифт был создан «с нуля». Технические надписи находятся на кольце отражателя - это наиболее удобное место для технических специалистов, которые будут устанавливать или обслуживать прожектор в дальнейшем. Благодаря таким деталям, которым уделяется повышенное внимание при запуске нового светильника, совместные усилия компании Fagerhult и студии LundbergDesign не остались незамеченными: помимо популярности у клиентов премия Red Dot стала заслуженно наградой.

Megalo и Orosso - два других примечательных светильника Fagerhult, также разработанные Улле Лундбергом. Светильник Orosso предназначается для офисов и завораживает всех своим необычным корпусом: сочетание прямоугольных и закругленных линий - неординарное решение. При этом комбинирование двух кольцевых и двух линейных люминесцентных ламп дает равномерное свечение, поэтому нет ничего удивительного в том, что Orosso также получил Red Dot в 2006 году.    



Светильник Orosso

Светильник Megalo был выпущен совсем недавно, в 2009 году. Помимо стильной формы и нескольких вариантов ярких цветов, Megalo имеет ножки особой конструкции, благодаря чему он является и подвесным, и напольным одновременно. Нижний рассеиватель вогнутой формы равномерно распределяет свет, а его устройство таково, что менять лампы абсолютно несложно, несмотря на большой вес и диаметр 20 см.    



Светильники Megalo в разных цветовых вариациях

Дело в том, что нижняя часть светильника крепится к корпусу с помощью маленьких магнитов: просто, но воистину гениально.

Эти примеры прекрасно иллюстрируют, что в каждом продукте Улле Лундберга заложена некая идея, которая будет работать не только на красоту и эстетический внешний вид, но и на удобство использования вещи.  

Во время мастер-класса Улле также рассказывал о других проектах своей студии, которые доказали его многогранность, а в самом конце менеджер по продажам и маркетингу Fagerhult Константин Соколов познакомил гостей с новинками компании.

Светильник Fogg появился около двух лет назад, в 2008, однако на инсталляциях фестиваля он сразу бросается в глаза. Профиль выполнен методом алюминиевого литья, причем конфигурация настолько сложна, что его изготовление было доверено компании, производящей алюминиевые детали для автомобилей Aston Martin.    



Светильник Fogg

Ребра Fogg образуют ступенчатую конструкцию, которая равномерно распределяет свет и при этом скрывает его источники. Лампы тут расположены вертикально друг над другом. Можно управлять каждой по отдельности и выбирать лампы разной мощности, тем самым регулируя световой поток и подстраивая его под конкретную ситуацию.

Модели Ogle и Gaudi вышли в 2009 году, но уже успели произвести впечатление. Форма арки на конце Gaudi, как видно из названия, была навеяна творениями великого каталонского архитектора.        



Светильник Gaudi был назван в честь великого архитектора

Небольшие по размеру светодиодные светильники Ogle особенно хороши в групповых инсталляциях. Они уже начали использоваться в Стокгольме для освещения кафе и мини-библиотек, расположенных прямо на станциях метро. За счет черного корпуса и яркого свечения достигается эффект контраста: в темном интерьере сам светильник становится незаметным.    



Маленькие светильники Ogle не доминируют в интерьере, однако способны создать яркое впечатление

Константин Соколов рассказал также о двух перспективных новинках Fagerhult, появление которых на российском рынке ожидается в середине 2010 года: это новые светильники из серии Notor и светильники для трековой системы iTrack. К сожалению, в данный момент светильники еще засекречены и мы не можем опубликовать их фотографии. Но как только новинки появятся на рынке, наше издание непременно напишет о них подробнее и с иллюстрациями.  

Универсальная шина iTrack состоит из 12 токопроводящих контактов, она предназначена для любого освещения, включая такое специфическое, как аварийное. Ее конструкция допускает  линейный монтаж, а также позволяет в широких пределах регулировать уровень освещенности.  

Серия встраиваемых светильников Notor должна помочь архитекторам, создающим сложные проекты, где требуется максимально скрыть источник света, сохраняя нужный уровень освещенности. Notor невероятно компактен, его размеры 6х6 см, а его монтаж в потолок не требует сложных приспособлений, именно поэтому он идеально подходит для подчеркивания архитектурных решений. Он легко становится единой линией и, что особенно важно, делает это без затемнения на стыках при помощи магнитных соединителей. Большой выбор рассеивателей (4 вида) позволяет регулировать количество света, в том числе и на потолке. Это достаточно важный параметр, так как от освещенности потолка зависит общее восприятие помещения: чем темнее потолок, тем визуально он кажется ниже, и наоборот. Светильник Notor Opal имеет опаловый рассеиватель, обеспечивающий его равномерное освещение. Рассеиватель в виде поперечных решеток, использованный в Notor Lamell, скрывает сам источник света и при этом перенаправляет большее количество света вниз. Он также предотвращает блики на мониторах и стеклянных поверхностях, популярных в современной архитектуре и дизайне интерьеров. Notor Delta оснащена микроплазматическим рассеивателем собственной разработки Fagerhult, с помощью которого создается мягкий уютный свет. Он практически незаметен, так как пропускает большое количество света и просвечивается насквозь. Notor Beta обладает широким спектром рассеивания для большого пространства, а его монтаж быстрый и несложный, так как светильник не содержит в себе множества деталей.  

Все эти светильники - и абсолютно новые, еще не появившиеся в продаже, и те, что уже были оценены по достоинству, показывают, что компания Fagerhult уже сейчас заглядывает в будущее, создает световые решения, подходящие для самых сложных задач. Fagerhult изучает актуальные тенденции в дизайне, стараясь соответствовать им при разработке своей продукции. И надо прямо сказать, что у них это прекрасно получается: разнообразие моделей светильников не оставит вас без выбора. Не важно, какого стиля будет ваш интерьер: классический, хай-тек или лофт - Fagerhult имеет массу вариантов.


Похожие статьи




Комментарии к статье «Путь дизайна: от идеи до премии Red Dot».

МСвет , 03.03.2010 11:19:33


Обсуждаем статью: Путь дизайна: от идеи до премии Red Dot
Опубликовано: 02.03.2010

На Фестивале шведского дизайна в Москве среди других образцов прикладного исскуства были представлены и светильники. Индустриальный дизайнер Олле Лундберг, создавший немало продуктов для Fagerhult, во время своего мастер-класса рассказал о процессе разработки нового светового оборудования. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100