?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Светотехнический завод Elgo: история в фактах

 
Светотехнический завод Elgo: история в фактах

Светотехнический завод Elgo: история в фактах

Появление современного дорожного освещения в Польше неразрывно связано с фабрикой Elgo в Гостынине, в 70 годах XX века начавшей производство осветительного оборудования для улиц.

Первые светильники для уличного освещения в Польше появились в 1887 году в Ченстохове. Начало широкого применения искусственного освещения тесно связано с распространением ламп, работающих на жидком топливе или газах. Несомненным достижением в этой области стало изобретение керосиновой лампы в середине XIX века, а уже к концу века «керосинка» стала самым популярным источником домашнего освещения.

Однако керосиновые лампы вскоре уступили место электрической лампочке, которую запатентовал в 1874 году Александр Лодыгин. Эта дата считается началом современного этапа искусственного освещения. Изобретение лампочки и пуск первых электростанций, а также строительство электрических сетей и передаточных устройств стали причиной организации серийного производства источников света и светильников.

Первая электрическая лампочка в Польше была выпущена уже в 1907 году на Варшавской фабрике «Циркон». Лампочка с вольфрамовой нитью накала была одним из наиболее сложных продуктов инженерной мысли того времени.

Но ещё раньше, уже в 1887 году, в Ченстохове заработала первая в Польше установка уличного электрического освещения. Это произошло меньше чем через год после пуска в германском городе Даркемен (сегодняшний г. Озёрск Калининградской области) первой в Европе уличной осветительной установки. Первая польская паровая машина приводила в движение две динамо-машины, которые питали 36 дуговых электрических девятиамперных фонарей. От одной кабельной пары получали питание 18 фонарей, которые работали до полуночи. Другая кабельная пара питала 18 остальных фонарей, светивших до 2 часов ночи. Позже этого времени город освещался 32 керосиновыми фонарями. Мощность постоянного электрического тока каждой динамо-машины составляла 8,1 кВт. Дуговые лампы, предположительно фирмы Siemens, присоединялись к каждой динамо-машине однорядно по 18 штук и работали от напряжения 50 В.


Административное здание Elgo в Гостынине

Первые осветительные установки современного типа появились в Польше в двадцатые годы ХХ века. Их форма и эксплуатационные качества развивались одновременно с появлением новых источников света. Производство первых газоразрядных источников — люминесцентных ламп  — было начато в Польше в 1949 году, а ртутных ламп высокого давления — в 1960 году. Появление новых источников света со значительно более высокой светоотдачей способствовало всё более широкому их применению, особенно в освещении улиц и административных зданий. Достигнув определенного технологического уровня, польская светотехника столкнулась с необходимостью совершенствования производства и эксплуатации светильников. Первыми образцами стали специально спроектированные корпуса со вмонтированной лампочкой. Первоначально они выполняли декоративную функцию, а также защищали источник света. Позже появилась возможность регулировать направление светового пучка.
видео

Задача создать экономичное освещение ставилась как для внутреннего, так и для наружного городского освещения, что вскоре привело к появлению серии светильников. Это были лампы с открытым корпусом, не отличавшиеся изяществом форм, выпускаемые небольшими партиями ремесленными мастерскими. Появление ламп высокого давления — сначала ртутных, потом натриевых — дало импульс для формирования нового подхода к проектированию прочных уличных осветительных установок.

Ous — классика польского дорожного освещения

Именно тогда, в 70 годы ХХ века, начинается производство оборудования для уличного освещения на фабрике Elgo. Инженеры фабрики в Гостынине совместно с несколькими польскими исследовательскими центрами начали работу над проектом под названием «Уличный натриевый светильник» (Oprawa uliczna sodowa — Ous). Активно содействовала созданию конструкции этой современной, по тем временам, дорожной осветительной установки Центральная опытно-исследовательская лаборатория «Полам» в Варшаве, где в 1974 году были разработаны первые польские натриевые лампы высокого давления, а потом тиристорные пусковые устройства TUZ-200 для включения источников света. В 1978 году завершились исследовательские работы и было налажено серийное производство уличного светильника Elgo. Это была ответственная задача для фабрики «Полам», поскольку уличные светильники для натриевых ламп мощностью 400 Вт, внедрённые в производство гостынинской фабрикой, были первыми осветительными установками такого типа в Польше. Они успешно заменяли применяемые ранее светильники для ламп накаливания и ртутных ламп, хотя не сразу вытеснили эти типы источников света с рынка. Благодаря меньшему потреблению электроэнергии и большей светоотдаче натриевые светильники до сих пор остаются самым популярным видом освещения польских улиц и дорог.

Первый польский уличный светильник для натриевых ламп высокого давления начал выпускаться фабрикой Elgo в 1978 году. При его разработке значительную роль сыграло сотрудничество с Центральной опытно-исследовательской лабораторией «Полам».

Первый уличный светильник для натриевых ламп Ous-400, который и сегодня можно встретить на польских дорогах, хорошо помнят многие монтажники. По нынешним меркам, его конструкция начисто лишена эстетичности. Но для своего времени это была новаторская разработка.

Корпус аппаратного отсека выполнен методом литья под давлением из алюминиевого сплава. В нём размещалась монтажная плата с электрическими компонентами и держатель для установки светильника на консоль с наклоном к поверхности под углом 0-20˚. Максимальный диаметр консоли составлял 60 мм. К корпусу был присоединён ламповый отсек из штампованного алюминиевого листа, покрытый карбамидным лаком.

Установленный внутри светильника трёхчастный отражатель из электрополированного алюминиевого листа регулировался, что позволяло формировать фотометрическое тело. Такая конструктивная особенность была применена уже в первых образцах. Положение боковых элементов отражателя можно было регулировать в диапазоне от -20˚ до +30˚, отпуская винты крепления боковых отражателей и устанавливая их в необходимом положении. Что любопытно, эта концепция, в усовершенствованной форме применяется и в современных уличных светильниках.

Все более ранние дорожные светильники имели открытую конструкцию. В светильнике Ous впервые в Польше была применена закрытая конструкция с плафоном из пластика — метаплекса. Плафон крепился к ламповому отсеку через резиновый уплотнитель с помощью рычажных замков. Благодаря этому была обеспечена высокая герметичность лампового отсека (IP54) и аппаратного отсека (IP23) — новшество по сравнению с более ранними польскими моделями дорожных светильников.

Была также доступна версия светильника Ous-400P повышенной механической прочности с устойчивостью к колебаниям.
Интересны светильники Ous, Our и Ouh в версии 2х400 для двух параллельно расположенных источников света. Светильники Ous такой конструкции производились с 1978 по 1985 год. Выпускались также светильники Our-400 аналогичной конструкции для ртутных ламп и Ouh-700 для металлогалогенных ламп LRJ 700W, выпускаемых ЦОИЛ «Полам», а потом Ouh-400.

Ous-250 (1983 ― 1985 год)

Первым опытом внедрения в производство светильников для натриевых ламп высокого давления мощностью менее 400 Вт стали уличные осветительные установки Ous-250, выпускавшиеся с 1983 по 1985 год. Установка повторяла конструкцию светильника для 400-ваттных ламп, но была изменена форма обоих отсеков — аппаратного и лампового.


Уличный светильник Elgo Ous-250

Ous-250 после 1985 года

После 1985 года конструкция светильника Ous для 400-ваттных ламп была модифицирована. Были сглажены края лампового отсека. После внедрения в производство натриевых и ртутных ламп меньшей мощности начато производство светильников Ous-250, Our-250, Our-150 и Our-125, которые были уменьшенной копией светильника Ous-400. Уличные светильники типа Ous, Our и Ouh выпускаются по сей день под названием Strada.

Туннельные светильники Ots и Otr

На основе светильников Ous в 80-е годы выпускались также туннельные осветительные установки для натриевых ламп Ots-250 и для ртутных ламп Otr-125. Они были предназначены для освещения дорожных туннелей, в первую очередь, въездов в туннель, а также различных навесов и кровель на промышленных объектах.


Уличный светильник Elgo Ous-450

Алюминиевый корпус светильника был разделен монтажной платой на два отсека: аппаратный и ламповый. В аппаратном отсеке был размещён дроссель, компенсатор пассивной мощности и зажигатель (в натриевом светильнике). В ламповом отсеке находился отражатель из электрополированного алюминиевого листа. Плафон из прозрачного метаплекса с резиновым уплотнением соединялся с корпусом при помощи рычажных замков, расположенных по периметру корпуса. Светильник крепился на 8 кронштейнах, привинченных к потолку через специально выпрофилированные резиновые уплотнения, гасящие колебания.

Стремление к совершенству


Внедрение в производство светильников Ous-400 в 1978 году стало важной вехой в деятельности фабрики Elgo и началом её интенсивного развития. Производство было ориентировано, главным образом, на выпуск дорожных светильников. Первые успехи в области уличного освещения дали толчок интенсивным инженерным разработкам, модернизации существующих продуктов и внедрению новых идей. Чтобы удержаться в числе лидеров среди производителей дорожного освещения, необходимо было модернизировать конструкцию, представлять новые модели, проводить исследования, испытывать светильники в трудных условиях и т.п.


Светильник Elgo Strada Ous-400


С момента выпуска первого светильника для натриевых ламп были начаты значительные капиталовложения в техническое оснащение предприятия. Они были направлены не только на совершенствование конструкции, но и на современные технологии, материалы, техническое перевооружение, внедрение новых методов измерения и исследований.

Разработка и производство новых продуктов требовали покупки новых, современных технологических линий, позволяющих использовать материалы с улучшенными характеристиками. Благодаря этому был налажен выпуск продуктов с усовершенствованной современной конструкцией и обновленными параметрами.

Со временем традиционный процесс механической штамповки корпусов был заменён гидромеханикой. Благодаря капиталовложениям в технологии обработки пластмасс (покупка управляемых ЭВМ литьевых прессов) стало возможно изготовление плафонов методом литья из прочных пластмасс РС и РММА, а также производство корпусов из полипропилена, усиленного стекловолокном.

Новая технология порошкового покрытия позволила обеспечить лучшую защиту поверхности корпуса, выполненного из алюминиевого листа методом штамповки с глубокой вытяжкой, или — как в новых светильниках Acron — из алюминия методом литья под давлением. Работы по усовершенствованию уплотнения светильников позволили обеспечить более высокий класс защиты IP. В более ранних моделях светильников соединения, через которые могли проникнуть загрязнения и влага, оснащались резиновыми уплотнителями, со временем на смену им пришли силиконовые уплотнители. После пуска полностью автоматизированной линии заливки уплотнителя непосредственно на детали, светильники соответствуют классу защиты IP 66. В результате применения этой технологии уплотнитель плотно прилегает к поверхности.

Все эти современные технологии производства установок уличного освещения, применяемые на фабрике Elgo, способствуют увеличению срока эксплуатации светильников и гарантируют их долговечность даже в неблагоприятных условиях.

Новый продукт: все-в-одном

На протяжении последних 30 лет увеличивалась универсальность дорожных светильников Elgo. Технические параметры современного дорожного светильника Acron можно изменять даже в процессе эксплуатации. Ниже представлены некоторые дополнительные возможности регулировки светотехнических параметров светильника в зависимости от нужд пользователя:

  • регулировка положения отражателя и патрона лампы для распределения света с учётом ширины улицы и расположения светильника относительно проезжей части;
  • регулировка угла крепления светильника к вертикальной опоре или консоли благодаря специальной монтажной втулке;
  • возможность выбора отражателя: цельного, изготовленного из одного отрезка листового алюминия, с узким светораспределением или состоящего из нескольких элементов, с широким светораспределением;
  • установка переключающего дросселя, обеспечивающего возможность снизить потребление светильниками питания в часы спада интенсивности автомобильного движения;
  • установка датчика освещённости, включающего и выключающего питание в зависимости от интенсивности естественного освещения.

Постоянное развитие


Растущие требования клиентов и постоянная конкуренция на взыскательном рынке задают высокие темпы развития.

С учётом развития техники, светильники всё чаще оснащаются электронными пускорегулирующими устройствами. Они установлены, например, в новейших светильниках Acron 200, а также в некоторых более ранних моделях. Такое решение, по сравнению с традиционными магнитными стабилизаторами, позволяет эффективнее использовать электроэнергию, улучшить комфортность освещения и снизить эксплуатационные расходы в связи с увеличением долговечности ламп. Каждый светильник оснащён специальными фильтрами, предотвращающими загрязнение. Благодаря этим решениям современные светильники более просты в установке и обслуживании.
Большие изменения произошли в апреле 2006 года, когда в результате приватизации фабрика Elgo из государственного предприятия была преобразована в акционерное общество. Фабрика вошла в Финансовую Группу Brilux и сменила название на Elgo Lighting Industries S.A., став производственным центром группы.

Разработкой продуктов фабрики на сегодняшний день занимается проектная группа, состоящая из инженеров-светотехников, промышленных дизайнеров, электронщиков, конструкторов, технологов, обладающих широкими знаниями и многолетним опытом. Постоянный анализ современных течений в дизайне и конструкции, а также отслеживание потребностей рынка позволяет эластично реагировать на их изменения. Благодаря этому ассортимент предлагаемых продуктов марки Elgo всесторонен и постоянно расширяется за счёт новых серий светильников для профессионального применения. Фабрика постоянно и интенсивно работает над составлением современного и функционального ассортимента продуктов, способного эффективно конкурировать с предложением крупнейших мировых производителей. Для достижения этой цели необходимо постоянно внедрять новые технологии, расширять технологический парк и совершенствовать систему организации и управления.


Светильники марки Elgo на польских дорогах

Благодаря новой исследовательской лаборатории, а также применению в производстве таких современных технологических процессов как лазерная резка, раскрой и гибка листа на специальных станках с ЧПУ, автоматическая заливка уплотнителя, современная порошковая лакировка, качество выпускаемых фабрикой изделий отвечает требованиям рынка. Продукт покидает фабрику только после тщательной проверки и контроля на каждом этапе производства. Специальное тестирование производится в исследовательской лаборатории Elgo, где недавно открыта лаборатория электромагнитной совместимости (EMC). Она оснащена профессиональным оборудованием для точных исследований электромагнитной совместимости, что позволяет производить необходимое тестирование осветительного оборудования.


Читайте также:




Комментарии к статье «Светотехнический завод Elgo: история в фактах».

МСвет , 30.10.2009 23:08:06


Обсуждаем статью: Светотехнический завод Elgo: история в фактах

Появление современного дорожного освещения в Польше неразрывно связано с фабрикой Elgo в Гостынине, в 70 годах XX века начавшей производство осветительного оборудования для улиц. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100