Подписка
Популярные статьи
Освещаем меховой салон класса «люкс»
Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?
Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»
|
Огней московских негасимый свет
«Самостоятельная организация по уличному освещению Москвы начала работать после постановления о ее создании Московской Городской Думой в 1912 году, еще во времена Российской Империи. А в 1932 году ее объединили с Государственной фабрикой вывесок и реклам в единый трест «Мосгорсвет».
Справочные данные - Магазин свет.
|
Так повелось, и особенно в России, что все полезные и добрые свершения - удел энтузиастов, людей увлеченных, преданных избранному делу. Они готовы преодолеть все трудности, возникающие на пути к намеченной цели. А таковых у Юрия Аполлоновича Харкеевича (1913-2001), основателя музея «Огни Москвы» было немало. Давняя мечта бывшего руководителя «Мосгорсвета» материализовалась только в 1980 году, когда в старом здании, отданном в аренду предприятию, после длительных реставрационных работ открылась экспозиция, посвященная 250-летию уличного освещения Москвы. Собственно, этот год и считается началом образования музея. Перед открытием возникли проблемы: исчезла часть коллекции, собранной Юрием Аполлоновичем. Энтузиасты другого толка ухитрились сдать фонари и прочие осветительные устройства, временно хранившиеся на чердаке старого дома, в металлолом. Срочно пришлось все восстанавливать, искать замену утраченному. Большую помощь оказали сотрудники предприятия «Мосгорсвет», коллеги из других музеев. Совместные усилия не пропали даром: выставка вызвала неожиданно большой интерес и… стала музеем.
Зал музея «Огни Москвы»
С такого небольшого экскурса в историю создания музея его директор Наталья Потапова начала свой рассказ, который в дальнейшем подкреплялся показом экспонатов, относящихся к тому или иному периоду развития уличного освещения.
Уличное освещение: начало истории.
Первые (масляные) уличные фонари в Москве появились в 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны: их было велено установить в городе до 25 декабря, к Рождеству. Такой фонарь состоял из деревянного столба, окрашенного белой дикой (так в то время называли серый цвет) краской, внутри его ставилась плошка, в которую наливали масло и опускали фитиль. Устройство было достаточно примитивным, да и сила света была не больше 2-х свечей. Первое время фонари зажигали только по праздникам и по особым распоряжениям императорского двора. В дальнейшем был разработан осветительный календарь, по которому освещение производилось строго 18 ночей в месяц с первого сентября по первое мая.
Один из первых фонарей - со свечкой
Таким было «освещение» города до 60-70 годов 18 века, именно в это время - период правления Екатерины II - происходят серьезные изменения: в городе наводится порядок, улицы выравниваются по красным линиям и вместо 600 появляется 3500 фонарей. В начале 19-го века их число возрастает до 6 тысяч. Но все равно освещение было настолько тусклым, что москвичи шутили: «не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри».
В первой половине этого же столетия предпринимаются попытки улучшить качество освещения. Пытаются использовать лампадное масло вместо конопляного, но останавливает его дороговизна, хлебный спирт также не подошел, правда, по другой причине. В 1848 году в Москве и Петербурге начинают проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Все фонари в обязательном порядке пронумеровывались и закрывались на замки, а вечером фонарщики их зажигали. Но в скором времени появляется более легкое и дешевое горючее - керосин. И керосиновые фонари в короткие сроки вытесняют и масляные, и спирто-скипидарные.
Масло для разжигания фонарей
Верится с трудом, но уже в те времена проводились конкурсы на устройство лучшего способа уличного освещения. В 1865 году в процессе проведения одного из них выигрывает английская компания Букье и Гольдсмита, предложившая вариант газового освещения, причем стоимость одного такого фонаря составляла 14 рублей 50 копеек и являлась самой низкой. За три года англичане в Москве построили газовый завод, проложили газопровод и установили 3 тысячи газовых уличных фонарей. Но потом выяснилось, что контракт оказался невыгодным, как для подрядчиков, так и для города. Первые, например, просто не учли всех затрат, существенно превышающих заявленную стоимость. Начались разборки и даже последовали судебные тяжбы и судьба этого, казалось бы, перспективного проекта была предрешена.
Одним из нововведений, которое приветствовалось всеми москвичами, стало появление фонарей с надомными номерными знаками. Их удобство заключалось в том, что очень быстро можно было отыскать нужный дом. До этого (на доме) указывалась фамилия его владельца. Иногда, особенно в темноте, можно было и запутаться, к тому же среди жильцов ближайших домов могли оказаться и однофамильцы, что еще больше усугубляло ситуацию.
Фонарь с надомным номерным знаком
Фонари того времени, как устройства крайне несовершенные, требовали постоянного внимания. Контракты на обслуживания тех же керосиновых фонарей заключались с подрядчиками на небольшой срок, причем компании часто менялись. И не прекращались попытки совершенствования светильников - использовались разные горелки, но освещенности, как правило, эти эксперименты не добавляли. Сила света фонарей составляла от 10 до 24 свечей, не более.
Керосиновый фонарь конца 19 века
Заслуживает упоминания одна очень интересная деталь: керосиновые, газовые и электрические уличные фонари существовали совместно до 1932 года. И одной из причин такого «сосуществования» были контракты, подписанные на длительные сроки. Например, на газовое освещение контракт был подписан на тридцать лет. Так что те, кто предупреждал о невыгодности его заключения, оказались правы: электрическое освещение, несмотря на все свои плюсы, не смогло сразу и бесповоротно заменить газовое. Известен случай, когда в Петербурге конца 19 века собрались устанавливать электрические фонари, то оказалось, что это можно сделать только на одном из мостов, так как он не подпадал ни под какие контракты.
Эра электричества: Россия первая среди равных
Вряд ли кто оспорит утверждение, что русские ученые первыми сделали целый ряд открытий и изобретений в области электрического освещения. Кстати, малоизвестен, например, такой исторический факт: в Москве первые электрические фонари были зажжены, но только на один вечер, в 1856 году во время коронации императора Александра II в Лефортовском дворце. Это были экспериментальные дуговые (в количестве 10 штук) лампы русского ученого Александра Ильича Шпаковского. В дальнейшем многие ученые пытаются разработать электрическую дуговую лампу. Однако первым, кто создает наиболее простую и удобную в использовании дуговую лампу, становится русский ученый Павел Николаевич Яблочков. Но фонари с его лампами устанавливаются, к сожалению, не в России, а во Франции и Англии.
В России первые опыты по устройству освещения со свечами Яблочкова проводятся в Кронштадте военными минерами в 1879 году. В следующем году уличное электрическое освещение появляется в Москве, Петербурге и Одессе. В Москве было 72 фонаря со свечами Яблочкова, принадлежавших владельцам различных заведений. И некоторое время они оставались «диковинкой». Впервые электрические фонари для нужд города были установлены на площади вокруг храма Христа Спасителя в 1883 году, к сроку завершения его строительства. А первый раз они зажглись 15 мая того же года во время коронации Александра III. В этот же день в Москве была устроена первая электрическая иллюминация - на колокольне Ивана Великого было установлено 3500 лампочек накаливания Томаса Эдисона. И аналогов этой иллюминации в то время в мире не было.
Что касается лампы накаливания, то и здесь нам есть чем и кем гордиться - первым «среди равных» был русский ученый Александр Николаевич Лодыгин, внесший вместе с другими учеными большой вклад в развитие и совершенствование устройства лампы накаливания. За изобретение в 1872 году нитевой лампы с угольным стержнем, он в 1874 году получил Ломоносовскую премию и патенты в ряде европейских стран.
Развитие электрического освещения быстрым назвать нельзя. Например, в Москве первая электростанция появляется (в Георгиевском переулке) только в 1888 году, а в 1897 году была построена уже более мощная центральная электрическая станция на Раушской набережной.
В 1912 году Московская городская Дума приняла решение о централизации уличного освещения. Создается единый (вместо нескольких компаний) отдел, специалистами которого был разработан план по улучшению освещения в городе. Электрические фонари с лампами накаливания компании Osram должны были полностью заменить газовые, но завершить задуманное не удалось, так как помешали начавшаяся Первая мировая война, а потом - и Революция с Гражданской войной. Вследствие этих событий уличное освещение, и не только в Москве, приходит в упадок.
Возрождение началось с известного ленинского плана ГОЭЛРО. И в Москве очень быстро заменили керосиновые и газовые фонари электрическими.
«Государственная комиссия по электрификации России - была создана после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатуру часто расшифровывают как Государственный план электрификации России - первый масштабный и перспективный план развития экономики, принятый и реализованный после революции.»
Справочные данные - Магазин свет.
|
С 1932 года столица освещается исключительно электрическими фонарями с лампами накаливания. Фонарщики «переквалифицировались» в электромонтеры. А с 36-го года вместо использовавшихся для обслуживания и ремонта лестниц появляются первые автовышки. Развитие уличного освещения идет поступательно - появляются новые конструкции уличных фонарей, совершенствуются светильники и лампы.
В конце 30-х в Москве создается система централизованного управления наружным освещением, которая состояла из центрального пульта и восьми районных. Работы были засекречены: система готовилась на случай начала войны и позволяла за секунду отключать все уличное освещение города. О том, что ее создание полностью оправдало себя, говорить не приходится.
Пульт управления уличным освещением
В послевоенное время к 1947 году уличное освещение было полностью восстановлено, Москва отмечала свое 800-летие. В честь праздника была устроена грандиозная иллюминация - весь Кремль по контуру был подсвечен лампами накаливания. В уличных фонарях долгое время также применялись только лампы накаливания, хотя первые попытки использования газоразрядных ламп датируются 38-м годом. В Москве в качестве эксперимента были установлены фонари с натриевыми лампами низкого давления. Их установка себя не оправдала: из-за искаженной цветопередачи лица у прохожих под таким освещением становились зеленого цвета. Эти светильники очень скоро, реагируя на многочисленные просьбы москвичек, убрали.
50-е годы - период установки уличных фонарей с люминесцентными лампами. Но и они продержались недолго: воздействие низких температур также приводило к искажению цвета. И в 60-е годы начинают использовать газоразрядные ртутные лампы, а с 1975-года - газоразрядные натриевые лампы, которые применяются в уличном освещении и по сей день.
Различные уличные фонари второй половины 20-го века
Уличное освещение Москвы - неотъемлемая часть жизни и истории большого города, меняющаяся и развивающаяся вместе с ним. Меняется и совершенствуется деятельность музея. Сегодня «Огни Москвы» - это не просто «площадка», на которой хранятся раритеты, здесь постоянно проводятся различные мероприятия, претворяются в жизнь интересные проекты. Так в этом году музей «Огни Москвы» стал победителем в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит благотворительный фонд Владимира Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативного управления Ассоциации менеджеров культуры. Победа была одержана в авторской номинации.
Сотрудниками музея был разработан проект, кардинально меняющий экспозицию в первых двух залах. В будущем посетители смогут не только познакомиться с историей освещения Москвы, но и представить себя в роли запоздавшего пешехода на улицах Москвы 18-19 веков, освещенных масляными, керосиновыми или газовыми фонарями. Главным экспонатом в экспозиции станет свет старинных ламп, зажечь которые сможет каждый посетитель. Работы над проектом «Свет. Действующие лица…» предстоит завершить в конце зимы.
Похожие статьи
Комментарии к статье «Огней московских негасимый свет».
МСвет , 25.12.2009 10:49:57
Обсуждаем статью: Огней московских негасимый светОпубликовано: 24.12.2009 Единственный в России и уникальный по подбору экспонатов музей уличного освещения «Огни Москвы» расположен в Армянском переулке столицы. Его здание представляет собой редкий памятник русского зодчества – белокаменные палаты конца 17-го века. По соседству - переулки Кривоколенный и Архангельский с одним из красивейших храмов столицы – Архангела Гавриила… Места исторические, знаковые для москвичей. Прочитать статью
|
|
|
|