?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


А. Данлер: городские пространства и световой дизайн

 
А. Данлер: городские пространства и световой дизайн

А. Данлер: городские пространства и световой дизайн

Сегодня мы предоставляем нашим читателям возможность прочесть полный доклад Андреаса Данлера «Городские пространства и световой дизайн (Lighting Of Urban Spaces)».

В рамках выставки АрхМосква состоялся семинар Андреаса Данлера, известного светодизайнера, автора многочисленных светотехнических проектов.

В зале тогда собралось большое количество желающих послушать семинар именитого мастера, профессионала и просто интересного человека.

Мы намеренно выбрали в качестве подачи материала дословное цитирование выступления Андреаса, что позволяет наиболее полно и живо передать атмосферу события.

Андреас Данлер:

- Большое спасибо за приглашение! Я с большим удовольствием принял его, и хочу начать с двух слов, которые я знаю по-русски: «Добрый день!»

В своем докладе я остановлюсь на темах, посвященных свету и тому, как мы можем его использовать в пространстве города, чтобы люди могли чувствовать себя наиболее комфортно.

Очень коротко о нас. Лаборатория светодизайна Бартенбах известна в Европе и в мире благодаря своим проектам с именитыми архитекторами, такими как Рикардо Бофил, Петер Швегер и Сергей Чобан, Behnisch Architect и бюро SOM (Skidmore Owings & Merrill).

[1]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[2]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Так выглядит наша резиденция в Австрии, городе Инсбрук, где работает более 50 человек. В основном мы занимаемся светом, его планированием, изучением того, как он может быть использован в различных пространствах, и какие эффекты он может давать.
Андреас Данлер
Дипломированный инженер-электрик, работает в в лаборатории Бартенбах (Bartenbach LichtLabor) с 1989 года.

До 1998 руководитель команды и светодизайнер лаборатории.
С 1998 отвечает за формулировку концептуальных идей, за поддержку команды технических и научных решений.
Выдвинутый на должность исполнительного директора в 2003 году (отдел по дизайну освещения), отвечал за реализацию проектов.

С 1998 г. преподавал в Институте Дизайна интерьера в Штутгартском университете.
С 2003 г. преподавал в Lichtakademie Bartenbach (Академия Освещения Университета Инсбрука). С 2000 г. вел различные семинары по освещению (для Архитектурной Ассоциации Штутгарта IFBAU, для Технического Колледж Аугсбурга, и т.д.)

В роли руководителя команды - дизайнера по освещению отвечал за более чем 17 серьезных светотехнических проектов, основные пять из которых:
- Аэропорт Сингапура (3-й терминал)
- Египетский музей New Grand, Каир (в процессе)
- Штаб-квартира BMW
- Научный центр Harvard Allston (в процессе)
- Головной офис компании Genzyme, Бостон, США

Наша лаборатория была основана в 1976 году профессором Бартенбахом и до сих пор благополучно функционирует. С 2003 года мы работаем совместно с университетом, который находится в городе Инсбрук. Мы выпускаем студентов, специалистов и этот курс называется Магистр по специальности «Свет и освещение». Курс длится 4 семестра, что соответствует 2 годам обучения. И Яна, которая присутствует здесь – как раз один из его выпускников.

Теперь конкретней о нашей работе и нашем бюро. Мы работаем не только с проектированием искусственного освещения и электрическим светом, но и с естественным, дневным светом. Поскольку, если в помещении присутствует достаточное количество солнечной иллюминации, нужно уметь все-таки работать и с ним, уметь экономно его использовать, совмещая искусственное освещение и естественное.

Поскольку очень трудно представить себе или объяснить кому-либо, какой же эффект будет производить наш проект и что такое свет в принципе (ведь это достаточно абстрактное понятие), мы используем различные модели, по которым можно будет увидеть конечный эффект, и они как правило они строятся в масштабе 1/50 или 1/20.

Также мы работаем и сотрудничаем с физиками и различными специалистами в смежных областях, которые позволяют нам подойти ко всему с научной точки зрения. Нам очень важно учитывать, что свет воспринимается не только физически, но и психологически – это когнитивно-познавательная деятельность человека.

Львиная доля нашей работы – исследования. На слайде выше показано подземное помещение, в котором мы устанавливаем различные системы освещения, проводим эксперименты и исследования.

Важнейшая часть нашей экспериментальной лаборатории – искусственное небо. Мы можем инсценировать различные ситуации: затемнение, осветление, смену времени суток и т.д.

В свое время мы делали искусственную модель города. Мы могли наблюдать за тем, как меняется освещение, цвет и оттенки окружающих предметов с течением времени.

Чтож, теперь приступим к основной части.

Мы поговорим о практическом применении наших технологий.

Сейчас мы покажем вам наше видение того, как должны выглядеть улицы. На ниже приведенных примерах вы увидите, что нередко используется слепящий свет, и в такой ситуации человек чувствует себя не очень уютно.

«Зачастую используется ярко выраженный желтый свет, что очень неприятно для восприятия: все вокруг серое или желтое, и очень трудно отличить объекты друг от друга. Или наоборот, слишком белый свет»
Зачастую используется ярко выраженный желтый свет, что очень неприятно для восприятия: все вокруг серое или желтое, и очень трудно отличить объекты друг от друга. Или наоборот, слишком белый свет. Последний очень эффективен с точки зрения энергопотребления, дает контрастное освещение и используется в ситуациях, когда очень темно. Но и это тоже неверный прием.

Если город освещен не правильно, то вы просто не сможете воспринимать его пространство.

[3]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Чтобы решить проблему восприятия и понять, как можно улучшить ситуацию, мы обращаемся к вопросам психологии. На этом слайде вы видите четыре ступени, четыре шага. 

Собственно говоря, первая ступень – первая колонка – показывает, как воспроизводится свет. Но неверно думать только о том, сколько света дает одна лампа. Очень важно принимать во внимание поверхность и материалы, с которым вы работаете. Поскольку все, что мы видим – это не падающий свет от лампы, а тот свет, который отражают поверхности материалов, которые нас окружают.

Например, вы знаете, что темные материалы отражают очень мало света, светлые – больше. И это необходимо всегда учитывать. Играет роль не только цвет материала, но и его качество: металл, камень или дерево. И этот отраженный от материала, от определенной поверхности свет и воспринимается нашим глазом. Собственно, этот принцип очень похож на тот, что используется в фотоаппарате.

«Наше планирование любого объекта начинается с когнитивной обработки, с самого человека, который будет воспринимать этот свет. И приведенную выше таблицу мы всегда читаем справа налево»
Чувствительность глазного нерва неразрывно связана с деятельностью нашего мозга и уже непосредственно в нем происходит процесс восприятия света, его осознание. Мозг запоминает информацию, она сохраняется, и потом, из этого знания человек может сравнивать: удобно ли ему, комфортно ли в определенной ситуации или нет. Поэтому наше планирование какого-то определенного объекта начинается именно с когнитивной обработки, с самого человека, который будет воспринимать этот свет. И приведенную выше таблицу мы всегда читаем справа налево.

Одним словом, мы начинаем с человека, идем обратно к принципам работы глазной системы, потом говорим о материалах и об отражении света и только потом о технических устройствах, технических лампах и их использовании.

[4]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Вот пример оптического обмана, который очень хорошо показывает, как функционирует эта система. Три колонны, которые стоят в помещении. Поэтому нам кажется, что передняя колонна несколько меньше, чем третья. Это говорит нам наш мозг. Если мы снимем эти линии, которые показывают нам перспективу пространства, мы неожиданно для себя понимаем, что колонны на самом деле одного размера. Их высота осталась той же, но линии, которые давали нам информацию о пространстве, сообщают нам дополнительные знания, что, возможно, эти колонны разной высоты.

И здесь вы, конечно же, спросите, какое значение это имеет для планирования света? Вот пример.

[5]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Это здание выглядит несколько не естественным, странным и возможно вызывает эффект отчуждения, чего-то мистического. Все это объясняется тем, что освещение здесь неравномерное. Объяснить это очень легко. Свет идет снизу вверх и тени от окон и от карнизов идут вверх. Это неестественно.

Для человека естественно воспринимать свет, который падает сверху вниз, поэтому такое освещение вызывает неприятные ощущения. Важно также освещать не только горизонтальные поверхности, хотя во всех нормах прописано то, насколько сильно должна быть освещена улица или дорога.

[6]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[7]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[8]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

На этом примере вы можете видеть, как легко поддержать ощущение собственной безопасности пешехода путем подсветки некоторых зданий, за счет яркого освещения фасадов. Посмотрите также, какие изменения происходят с пространством, если подсветить еще и вертикальные поверхности – вы на порядок лучше начинаете чувствовать пространство, можете ориентироваться в нем.

Два самых важных критерия, которые необходимо учитывать при работе. Во-первых, это объективная безопасность. Это всевозможные нормы освещения, которые нужно учитывать при работе. Но при этом важно и то, чтобы вы чувствовали себя безопасно. Это уже субъективная составляющая.

Для чувства комфорта существуют различные критерии. Здесь важно то, как вы будете воспринимать пространство. Восприятие должно быть всегда стабильно одинаково. Кроме того, вы должны воспринимать объемным то пространство, в котором находитесь. Стоит избегать блескости или бликования тех или иных объектов, когда свет слепит глаза.

[9]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Кроме того, у света должна быть очень четкая цветопередача – это один из самых важных компонентов. Свет также дает нам возможность ориентироваться в пространстве и может указывать вам направление движения. Здесь также важна эффективность и экономичность.

Необходимо учитывать и время суток – то, как световой объект будет развиваться в глобальном смысле этого слова. Важно также, чтобы не только сам свет производил красивое впечатление, но и само оборудование в дневное время выглядело эстетично.

Важно учитывать также воздействие света: например если свет падает через окно в спальни, жители просто не смогут спать и это будет очень неприятно. Ближе к ночи часть светильников отключается – и это тот пример, когда освещение пространства меняется с течением времени.

«Не стоит забывать и про эмиссию света. Его направленность должна быть организована таким образом, чтобы над городом не возникало "световой дымки"»
Не стоит забывать и про эмиссию света. Его направленность должна быть организована таким образом, чтобы над городом не возникало «световой дымки». Кроме того, важно учитывать экологические факторы: надо аккуратно обходиться с животными, растениями, обитающими и растущими на освещаемой нами территории.

Еще один пример неудачного освещения – город Гопинген, который находится в Германии, недалеко от Штутгарта. Ситуация была достаточно сложная, поскольку по этой улице проезжает большое количество автомобилей и нужно было найти адекватное решение.

[10]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Перед нами стояла задача не только сделать красивое освещение, но и сделать его удобным для восприятия водителями, осветить одновременно и пешеходную зону, и проезжую часть, сделать передвижение по ним визуально спокойным. Идея состояла в том, чтобы закрепить все осветительные приборы на фасаде здания и не устанавливать здесь мачты и фонари.

Одновременно с попыткой сделать освещение удобным и для авто и для пешеходов, нам нужно было четко осветить фасады зданий.

[11]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Также мы вмонтировали некоторые элементы, которые человек не должен был видеть. С одной стороны все светотехническое оборудование скрыто, а с другой – мы достаточно аккуратно осветили предоставленное нам пространство. Мы спроектировали одновременно несколько световых схем освещения, которые меняются в зависимости от времени суток. До 22 часов вечера подсветка направлена сверху вниз, а деревья подсвечены. После 22 использовано только освещение сверху вниз для освещения улиц и тротуаров.

[12]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

В другом нашем проекте в районе пешеходной зоны вдоль тротуаров были расположены небольшие (совсем небольшие) каналы с водой и чтобы поддержать эту символику и ощущение воды, мы расположили под водой различные лампы. В данном случае, мы не освещали воду. Мы освещали дно канала. Стоит отметить, что осветить его очень сложно.

[13]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

На этой фотографии вы видите внутренний двор большого комплекса офисов. Мы использовали специальную технику. Сначала мы осветили деревья, которые отражаются в воде и таким образом высветляют ее, изначально создававшую большое темное пятно.

Кроме того, мы попытались осветить фасады зданий и крыши, но использовали в данном случае теплый, приятный для восприятия свет.

«Мы всегда используем модели, чтобы показать нашим клиентам конечный результат и убедить его работать именно с нами»
Достаточно распространенная практика, которую мы часто используем в своих проектах, - использование моделей, чтобы показать нашим клиентам конечный результат и убедить его работать именно с нами, показать конечный эффект, чтобы клиент мог себе представлять, что в итоге получится.

[14]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[15]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[16]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Здесь вы видите аллею во Франкфурте. За сутки по ней проезжает достаточно большое количество транспорта и по большей части это грузовые машины. Наша задача состояла в том, чтобы разработать целую концепцию освещения при использовании мачт. Вы видите, что в районе 8-ми часов вечера некоторые офисы еще освещены, но какое-то время спустя здесь уже не будет света, и фасады станут темными. В данном случае вы видите ситуацию после 12 часов ночи до 7 утра: света в окнах офисов нет, что очень неприятно. Нам надо было как-то решить эту проблему.

[17]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер


В свое время нам пришлось работать в центре старого итальянского города Бриксен: в нашем распоряжении была старая архитектура и здания. На снимке вы видите большое количество режущего глаз света в бутике, что совершенно некомфортно, при том, что остается скрытой прекрасная архитектура старого города. Здесь трудно говорить о высоком качестве освещения. Сейчас ситуация отличается от того, что было на 90%.

[18]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер


Все силы были брошены на сохранение старых способов освещения с одновременным использованием новых. Посмотрите: отсутствие бликов, режущего света, цветовая температура сменилась на более теплую, нам удалось в ночное время вывести из сумрака прекраснейшие фасады. Свет распространяется не только на фасады, но и на тротуары. И прохожие, идущие по улице, не видят непосредственно сами источники света.

«С одной стороны, нам удалось создать приятное для восприятия пространство, а с другой – нам удалось эффективно использовать источники света: экономия электроэнергии составила 20%, а освещения стало в 5 раз больше»
В данном случае были вмонтированы лампы, освещающие улицу постепенно: светильники загораются по мере того, как вы продвигаетесь по ней.

С одной стороны, нам удалось создать комфортное и приятное для восприятия пространство, а с другой – нам удалось очень эффективно использовать источники света: мы экономим 20% электроэнергии, притом, что освещения стало в 5 раз больше.

[19]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

В данном случае проект нового принципа освещения улиц в Амстердаме. Мы хотели сохранить фонари в той их исторической форме, какими они были всегда в этом городе, но при этом пытались дать им новое наполнение, новую техническую систему при сохранении старинной классической формы. До этого здесь были металогалогенные лампы и они давали очень неприятный желтый концентрированный свет. Решение, которое мы предложили – вторичный свет за счет отражения и это, как показала практика, очень экономный вариант.

[20]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Свет отражается в крышке фонаря и рассеивается без бликов, без слепящего света, освещая пространство вокруг. Таким образом, нам удалось создать достаточно адекватное техническое устройство, сэкономить около 30% общего объема энергии. Вместо 50 ватных ламп мы установили 35 ватные, притом, что яркость освещения увеличилась в три раза, пропали блики и слепящий эффект.

[21]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

На фотографии представлен один из первых фонарей, которые нам удалось установить, и который является нашей гордостью.

[22]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Вот несколько вариантов фонарей, которые мы разрабатывали в нашем бюро. Поверхность фонаря, «точки», помогают рассеивать свет и делать его приятным для восприятия. Здесь представлены различные варианты техники, которые могут быть использованы не только в Амстердаме. Да, мы занимаемся не только освещением площадей и улиц, а также и зданий, архитектурных объектов, монументов, памятников.

[23]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Это здание находится в Инсбурге и называется «Золотая крыша». Ранее оно было освещено так. Один большой фонарь освещал фасад, но не «Золотую крышу». Он давал резкий свет, слепил, что было не очень приятно.

[24]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Сейчас это здание выглядит таким образом. Когда мы работали над этим проектом, мы использовали узкие лучи света. И так, частично, небольшими полосками мы осветили все здание.

[25]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Здесь мы проектировали свет для правительственного здания в Берлине, работая одновременно и с дневным светом. Причем нам не разрешалось монтировать технические устройства на фасад. Для нас же было важно, чтобы здание было объемным, пластичным. Мы старались подсвечивать фасады и выступы небольшими потоками света.

[26]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

На фото представлена верхняя часть фонаря-мачты и ее составные части. Эти фонари дают такой свет, который не будет слепить глаза и давать бликов. Это очень удачный дизайн конструкции, который позволяет давать разный эффект при освещении. Все это – примеры аккуратного и спокойного освещения. Для таких зданий, конечно же, мы не используем цветные световые решения.

[27]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[28]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[29]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Но бывают примеры, когда наоборот нужно использовать различные цвета. Так, например, это может быть большое офисное здание, и здесь на фото можно наблюдать, как надо работать с таким объектом.

В этом примере мы сделали шаг вперед. Мы использовали, во-первых, цветное оформление, а во-вторых - динамически-движущееся. Мы задействовали такие осветительные приборы, которые дают легкий оттенок и легкую дымку над зданием. Цветные лампы очень аккуратно привлекают к себе внимание.

Мы работали следующим образом: использовали светодиоды для освещения трех цветов – красный, зеленый и синий, что позволяет в разных вариациях воссоздать до 16 млн. оттенков.

Вы видите стеклянный фасад, в который вмонтированы лампы и на конце установлены небольшие зеркала, которые отражают свет. Таким образом как бы «проявляется» внутренний, «второй» фасад.

[30]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Этому проекту уже 8 лет, и мы им очень гордимся. Здесь нам пришлось работать с большой площадью. Вы вновь видите стеклянный фасад здания. Но в данном случае все светодиодные лампы не закреплены с внешней стороны – наоборот, они установлены за стеклом, за стеклянным фасадом и подсвечивают кроме того и бетонную стену.

Здесь, как видите на фотографии, в итоге получилась статичная картина, статичный эффект от вмонтированных ламп. И в данном случае мы должны были только слегка, совсем немного подсветить здание, высветлить его, поэтому мы не работали с динамичными системами освещения.

[31]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

В данном случае мы не были ничем ограничены, но, тем не менее, нужно всегда выбирать, и пришлось ограничиться рядом приемов. Мы выбрали белый светлый фон для мечети, подсветили фасады и установили мачтовые системы. В этом случае использовались галогенные лампы и уже знакомая вам вторичная оптика. В проекте использованы лампы мощностью 2000 ватт. Путем установки мачт мы расширили пространство площади, но в данном случае использовали светодиоды. Таким образом, нам удалось осветить большое пространство и показать новый принцип освещения.

Конечно, большую роль здесь играют инвестиции. Очень важно учитывать затраты, сконцентрироваться на экономичном и эффективном использовании средств.

Нам нужно было работать с различными отражательными системами, чтобы, с одной стороны, это было удобно, а с другой стороны – малозатратно. Мы не должны забывать и о том, как развивалась подобная техника, и должны были прослеживать весь путь ее развития.

[32]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Идеальный светильник – это вариант уличного фонаря как показано на рисунке (справа сверху и снизу). За последние годы нам удалось разработать такую поверхность, каждая грань которой отражала бы свет, функционируя сама по себе, рассеивая большое количество света в нужном направлении.

«Кроме того, мы должны всегда прецизионно рассчитывать: какую по размерам площадь на улице и какую именно поверхность будет освещать светильник»
Вы видите пошаговое развитие этой лампы. И каждая грань этой лампы должна быть рассчитана. Кроме того, мы должны всегда прецизионно рассчитывать: какую по размерам площадь на улице и какую именно поверхность будет освещать светильник. В данном случае мы можем проследить развитие всех этих ламп и увидеть, что за годы эволюции эффективность светильника возросла на 40%.

[33]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Конечно, светодиодные лампы – не всегда экономный с точки зрения закупки вариант, но они дают очень хороший эффект и для больших улиц и для магистралей. Это очень удобно и, что самое главное – красиво.

Это всего лишь пара примеров. На самом деле существует масса других вариантов и масса различных разработок. Многие светильники сейчас действительно высокого качества и при этом разработаны с учетом экономичности и оптимизации затрат.

Такие лампы очень удобны в использовании, поскольку они могут работать очень долго – до 60 тыс. часов, и позволяют экономить до 20% энергии. Существуют также системы, когда подобные лампы можно использовать еще более экономно. Например, при использовании интеллектуального диммирования, когда освещенность зависит и от естественного освещения, то есть времени суток.

Конечно, существуют различные системы, которые очень быстро совершенствуются, но то, что мы показали, можно использовать сейчас, и эти технологии по-прежнему актуальны и достаточно эффективны.

[34]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
[35]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Вот еще один пример использования светодиодных ламп, но уже в аэропорте. Светильники смонтированы высоко в потолке и люстры, которые вы видите, не содержат ни одной лампы. Они лишь отражают свет и распространяют его по всему помещению. Здесь использовано около 5 тыс. светодиодных ламп. Это очень хороший пример внедрения высоких технологий.

[36]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

Свой доклад мне хотелось бы закончить примером, иллюстрирующим, что такой свет можно использовать не только для улиц, подсветки фасадов, зданий и площадей, но и для внутренних помещений. Эта комната подсвечена очень простым способом, где использовано всего два типа ламп.

[37]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер
 
И только путем удачного сочетания технических особенностей, включением и выключением определенных ламп удается достичь такого эффекта. И здесь мы уже говорим не о подсветке фасадов, а о внутренних помещениях.

[38]Городские пространства и световой дизайн Андреас Данлер

В позднее время вы можете отказаться от подсветки стен и сделать свет минимальным, то есть редуцировать его. И в данном случае это создает хорошее настроение, например, для бокала вина.
 
Спасибо за внимание!




Похожие статьи




Комментарии к статье «А. Данлер: городские пространства и световой дизайн».

МСвет , 30.10.2009 19:23:13


Обсуждаем статью: А. Данлер: городские пространства и световой дизайн

Сегодня мы предоставляем нашим читателям возможность прочесть полный доклад Андреаса Данлера «Городские пространства и световой дизайн (Lighting Of Urban Spaces)». Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100