Ученье — свет!

Ученье — свет!

Ученье — свет!

Корреспондент нашего сайта делится впечатлениями от обучения светодизайну по интенсивной методике.

Автор:  А. Васильев  |   Дата:   25.12.2013

Современная жизнь устроена таким образом, что приходится постоянно учиться, но времени на обучение, как правило, не хватает. Устранить противоречие помогают интенсивные методы обучения. С одной стороны, в таких методах используются современные подходы к обучению, использующие активное восприятие информации. С другой стороны — нередко сократить программу удается, с умом используя уже накопленный обучаемым багаж знаний и опыт работы. Популярный пример интенсивного обучения — это методики изучения иностранных языков. Со временем эти методики адаптировали и для изучения других предметов, включая светодизайн.

К созданию методики интенсивного обучения светодизайну ее авторов подвигла нехватка на рынке труда квалифицированных специалистов в этой области (о котором мы писали в статье: http://www.magasvet.ru/review/67576/). Светодизайнер — уникальный специалист, он должен знать как дизайнерскую, так и техническую сторону вопроса. В то же время, в нашей стране есть немало инженеров по светотехнике, решающих в том числе и дизайнерские задачи, а также дизайнеров и архитекторов, имеющих дело со светом в своей практике. И тех, и других можно обучить светодизайну, при этом требуется лишь укрепить и дополнить сформированный фундамент за счет систематизации знаний, полученных в процессе работы.

Именно на эту аудиторию и рассчитаны интенсивный курс «Светодизайн в интерьере». Автор этой статьи прошел обучение по нему и готов поделиться своими впечатлениями.

Что привело меня на курс?

Мне 40 лет, окончил один из ведущих технических вузов по специальности, смежной со светотехникой. Есть опыт работы в светотехнической отрасли, ранее уже приходилось заниматься проектированием технического и уличного освещения. На курс привело желание освоить основы светодизайна, чтобы интерьеры были освещены не только технически грамотно, но и красиво.

Первое впечатление — место, где проводились занятия, а именно, Центр современного дизайна. Его здание футуристической архитектуры находится в одном из красивейших районов Москвы, рядом с Садовым кольцом. В Центре есть аудитории для обучения дизайнеров, где нам читали лекции. Лабораториями для практических занятий стали шоу-румы, в которых были представлены интерьеры с образцами дизайнерской мебели. Самое интересное, что стильные интерьеры сопровождали слушателей и в других помещениях Центра современного дизайна. Обсуждение услышанного на лекции, работа над проектами и просто общение специалистов проходили в холлах, обставленных необычной дизайнерской мебелью.

На курсе занимались 27 человек. При этом нас разбили на учебные группы по 2 – 4 человека. Группа коллективно выполняла практические занятия и вместе делала выпускную работу. Здесь следует отметить, что ничего общего с бригадным методом обучения, существовавшем в СССР в 20-е годы и потом многократно раскритикованным, это не имеет. Работа именно командная, то есть задания выполняются совместно, но каждый слушатель индивидуально отвечает за свою часть общей работы, хотя и общая ответственность за порученное дело тоже есть. При этом вырабатываются навыки командной работы над проектами.

Занятия проводились 4 дня по выходным, с 10 до 19 часов.

Первый день

Сначала нам прочли вводную лекцию о том, чему и как нас будут учить на курсе. Будут преподавать разные специалисты-практики, но общее руководство нам будет осуществлять главный светодизайнер московского представительства компании Philips Сергей Сизый. Участие в проекте известного светодизайнера, работающего в компании, являющейся одним из мировых лидеров рынка светотехники, безусловно, задает высокую планку учебному процессу. Другие преподаватели — также специалисты-практики из компаний «Центр технического света», «Палантир» и ряда других.

Сергей Сизый любит использовать в своих лекциях образные сравнения

После вводной лекции нам предложили самостоятельно разбиться на группы. Поскольку, за редким исключением, слушатели раньше были не знакомы, то разделились преимущественно по принципу кто с кем сидел в аудитории. Так я оказался в одной группе с тремя очаровательными девушками — профессиональными архитекторами и дизайнерами интерьера.

Первое занятие называлось «Смотри, что может свет». Сразу же надо отметить, что одна из особенностей интенсивных форм обучения — отсутствие четкой границы между видами занятий. Рассказ Сергея Сизого о том, что такое свет и каковы особенности психологического восприятия того или иного освещения плавно перетек в создание световых инсталляций силами слушателей курса прямо в лекционной аудитории, то есть, по сути, в лабораторную работу, если использовать терминологию, принятую в классических подходах к образованию. Нам показали картину и мы должны были по ней создать световой дизайн, который передает эмоциональный настрой, заложенный в изображении. Как оказалось, совсем не важно точно воспроизвести картину. Достаточно расставить свет по определенным правилам. Эти правила образуют целое направление, именуемое «эмоциональным дизайном».

В качестве инструмента использовались реальные светильники производства Philips и Massive, в качестве «опытного полигона» — одна из стен аудитории. После такого занятия сразу стало понятно, почему, попадая в помещение с той или иной световой сценой, мы испытываем те или иные эмоции, даже если лучи света не рисуют никаких конкретных визуальных образов. До занятий на курсе я считал интерьерные светильники с изменяющимся цветом всего лишь забавной игрушкой, но теперь они для меня — мощнейший инструмент светодизайна. Тем не менее, как нам объяснили, все-таки «высшим пилотажем» для светодизайнера служит выражение своего замысла через использование разной освещенности, без задействования цветов.

Результат выполнения практического задания «Освещение для столика в кафе и прилегающего пространства»

Ближе к концу дня у нас было «выполнение практического задания», как это обозначено в учебном плане, то есть фактически лабораторная работа. В качестве лабораторий использовались шоу-румы Центра дизайна. Группе дается задание создать в отдельном помещении световую сцену на заданную тему. Нам досталось задание создать освещение для столика в кафе и прилегающего к нему пространства. Для выполнения задания нужно правильно расставить выданные группе светильники и подготовить краткую презентацию в устной форме своей работы. Своеобразный аналог защиты лабораторной работы в вузе, при этом вариантов решения задачи множество. Требуется не только знание основных принципов светодизайна, но и умение нестандартно мыслить, задействовав предметы интерьера. Например, интересный эффект нам удалось получить, пропустив свет через металлическую вазу с квадратными отверстиями. Другая группа использовала отражение света от предметов мебели. Кстати, знакомство с тем, как выполняли свои задания другие группы, также обогатило нас полезным опытом.

Группа, которой досталось задание осветить кровать в спальне, подошла творчески к решению задачи, разместив один из светильников под предметом мебели, что дало необычный визуальный эффект

Последним занятием в первые три дня обучения была лекция об актуальных направлениях в светотехнике и новом оборудовании. Данные о конкретных продуктах оказались особенно полезны для тех, кто пришел на курсы, имея ранее в основном дизайнерский, а не инженерный опыт работы. Мне же лично особенно запомнилась лекция о том, что как напечатать плафон или абажур светильника на 3D-принтере. Причем не только светодиодный, где небольшое тепловыделение от источника света, но и галогенный, где установлена лампа, разогретая до высокой температуры. Рассказ иллюстрировался реальными образцами светильников.

Второй день

Нам рассказывают, что такое концепция в светодизайне и как перекинуть мостик между оригинальной идеей и ее воплощением. После этого уже можно начинать делать выпускную работу.

В качестве задания наша группа выбрала квартиру банкира, который так увлечен своим делом, что хочет воплотить мотивы, связанные с профессией, в светодизайне. Для начала требуется выбрать концепцию, под нее подобрать две фотографии, которые станут для нас источником вдохновения. Начинаем «мозговой штурм». Решения задачи «в лоб» вроде освещения квартиры наподобие банковского хранилища, сразу отвергаем. Но есть еще один факт о жильцах квартиры — банкир с супругой любят путешествовать по Европе. Какая европейская страна ассоциируется у нас с надежными банками? Конечно же, Швейцария! Значит, в светодизайне надо воплотить «швейцарские мотивы», а именно, ощущения, что вы находитесь в Альпах. Проблемы с поиском референсных фотографий у меня не возникло — незадолго до обучения я побывал в Швейцарии, где удалось сделать интересные снимки, которые оказалось возможным взять в качестве прототипа для светодизайна.

В остальном все было не так просто. Квартира, для которой нам предстояло разработать проект освещения, была лофтом. То есть помещением с довольно сложными для освещения параметрами. Но тут как раз подоспела лекция, на которой нам рассказали, как с помощью света можно визуально изменять геометрию пространства. После нее задачи визуально расширить длинный узкий коридор или обыграть перепад уровней потолка в одной из комнат стали восприниматься как вполне решаемые.

Далее снова последовала лабораторная работа. Наша группа на этот раз занималась освещением кухни. На глаза случайно попадается рекламный проспект с ценами на кухонную мебель, которую мы будем освещать. Мое воображение не может себе представить, что это цены не за весь комплект, а за один погонный метр… Тем не менее, даже в столь помпезном интерьере удалось сделать акцент на простых житейских радостях, таких, как лучи утреннего света, пробирающиеся через воображаемое окно (на самом деле их иллюзия создается светильником с регулируемым цветом) и богатый осенний урожай (подсвечена корзина с фруктами).

При выполнении практических работ слушатели курсов активно экспериментировали со светом

После окончания занятий мы по своей инициативе собрались группой и спланировали основные этапы создания выпускной работы, а также распределения, кто каким участком проекта будет заниматься. На создание проекта отводилась неделя. Третий и четвертый, завершающий, дни занятий приходились на следующие выходные.

Третий день

Мы интенсивно работали над проектом с понедельника по четверг, обмениваясь сообщениями по электронной почте и в социальных сетях. Пятница ушла на то, чтобы соединить части работы, выполненные отдельными членами группы в единое целое. Во время работы над проектом мы не только получили ценный опыт, но и научились многому друг у друга. Тем не менее, проект еще нельзя считать завершенным.

Совместная работа над проектом в одной из групп

Третий день обучения посвящен изучению источников света. Начинается он с чтения лекции, которая плавно перетекает в практическое занятие. После этого можно добавить в проект некоторые нюансы, связанные с технической реализацией.

На курсе программе Dialux посвящена всего одна лекция. Тема глубоко не рассматривается, дизайнерам дают просто общие представления о то, что существует такая программа, где ее взять и как можно самому научиться с ней работать. Дело в том, что дизайнерские интерьерные светильники зачастую не имеют IES- или LDT-файлов, так что напрямую рассчитывать проект с их использованием в Dialux невозможно. Для расчета освещения в таких случаях используются либо специальные таблицы, которым уделили внимание на одной из лекций, либо сложные методы, выходящие за рамки краткосрочных курсов.

В третий день можно было проконсультироваться у руководителя проекта. Мы учли замечания и пожелания и на следующий день смогли представить вариант, в котором были исправлены недостатки. Для этого пришлось поработать дома в субботу вечером.

Четвертый день

Утром для закрепления знаний нам показали фотографии наших лабораторных работ, выполнявшихся на прошлой неделе. Были разобраны все недостатки, которые были допущены как при выполнении самих работ, так и при их защите. Тем самым нас одновременно и подготовили к защите выпускной работы. Потом дали несколько полезных советов по светодизайну жилых помещений. И, наконец, финальная консультация.

Защита выпускных работ

Защита выпускной работы проводится перед комиссией из трех авторитетных специалистов по светотехнике и дизайну. Конечно, никто не требует от вас подготовить за короткий промежуток времени полный комплект технической документации. Главное — рассказать о проекте так, чтобы члены комиссии однозначно представляли себе, как он должен быть реализован. Важно, чтобы в выступлении были отмечены основные этапы работы над проектом, начиная от создания общей концепции дизайна. Что изображать на плакатах, которые вывешиваются на доске во время защиты, решают сами слушатели, но плакатов должно быть не менее четырех, по числу этапов в процессе проектирования. Наша группа успешно справилась с этими задачами и защитила проект.

Слушатели курса нарисовали в благодарность преподавателям такой импровизированный плакат

Насколько было эффективным для меня обучение? Безусловно, я получил немалый объем знаний, которые уже сейчас применяю в своей профессиональной деятельности. Но это — не самое главное. Самое ценное то, что слушатели смогли на практических примерах понять, как в едином проекте увязываются техника и дизайн. Я узнал, какие понятия используют дизайнеры и архитекторы, а некоторые из моих «однокашников» познакомились с работой специалистов по светотехнике. Это позволяет выпускникам курса более эффективно взаимодействовать с заказчиками, партнерами и просто коллегами по работе, а, значит, повышает их производительность труда.

Алексей Васильев


В статье использованы фотографии Светланы Котлуковой и Натальи Сорокиной.


читайте также:


МСвет, 25.12.2013 12:08:29

Обсуждаем статью: Ученье — свет!
Опубликовано: 24.12.2013

Корреспондент нашего сайта делится впечатлениями от обучения светодизайну по интенсивной методике. Прочитать статью



© ЗАО «C МЕДИА» 2008 - 2010 Магазин Свет