Культура светодизайна в России

Культура светодизайна в России

Культура светодизайна в России

Успешность профессии определяется образовательным процессом и атмосферой, созданной вокруг излюбленного дела. В свою очередь световой дизайн — это мощный инструмент в руках умелого специалиста. Есть ли такие специалисты в России и куда направить свой взгляд для того, чтобы таким стать?

Автор:  Е. Ушакова  |   Дата:   15.08.2012
«Подходящий свет своевременно и в необходимом количестве» — Ле Корбузье.

До 60-х годов прошлого века о светодизайне как об отдельной важной области проектирования всерьез не задумывались. Ситуация изменилась с образованием в 1969 году International Association of Lighting Designers (IALD, Международная ассоциация светодизайнеров), миссией которой стало распространение сведений о светодизайне и привлечение новых людей в профессию. В 1993 образовалась новая мощная организация The European Lighting Designers' Association (ELDA, Ассоциация европейских светодизайнеров) позже сменившая название на Professional Lighting Designers Association (PLDA, Ассоциация профессиональных светодизайнеров). Две эти организации стали главными авторитетами представляющими светодизайн. Стало появляться множество национальных сообществ, таких как Schweizerische Licht Gesellschaft (SLG) в Швейцарии, Association de Concepteurs Eclairage (ACE) во Франции, Hellenic Illumination Committee (HIC) в Греции и Associazione Professionisti dell'Illuminazione (APIL) в Италии. Светодизайн в мире стал неумолимо набирать значимость. 27 октября 2007 года в Лондоне на пленарном заседании в ходе съезда «Профессиональный светодизайн» была принята и опубликована декларация об официальном учреждении профессии «Архитектурный светодизайн».

PLDA Dark Night Reception

Светодизайнер — специалист многогранный. Он сочетает в своем ремесле несколько обширных сфер знаний, причем как технических, так и гуманитарных. Он должен умело «жонглировать» множеством инструментов: выделять неповторимые свойства архитектуры и использовать свет как ее материал, тщательно прорабатывать особенности других инженерных систем, основываться на психологии и физиологии зрительного процесса человека, принимать во внимание тенденции развития рынка, разрабатывать грамотное с технической, эргономической, экологической, эстетической и экономической точек зрения предложение и т. д. Важная особенность светодизайнера как разработчика проекта — авторский контроль и руководство отдельными этапами работы, что подразумевает широкий кругозор и владение смежными областями знаний (архитектура, строительство, электротехника, принципы трехмерного дизайна и т. д.).

Вот как комментирует свою работу светодизайнер Бьянка Тресолди (Bianca Tresoldi, PLDA): «Наша профессия сложна тем, что при разработке проекта освещения приходится решать множество задач, связанных с самыми разными областями науки и техники. Причем удовлетворить всему множеству условий часто просто невозможно. Поэтому сначала ставятся приоритетные задачи, а дальше шаг за шагом складывается общая картина проекта. Но как оценить качество проделанной работы? Дело в том, что жестких и четких критериев в оценке разработанной концепции просто нет. Лично мое мнение заключается в том, что светодизайнер достиг своей высшей цели, если люди, которые находятся в этой световой среде, чувствуют себя комфортно. Но это можно оценить только когда объект уже закончен».

К сожалению, в России по сей день при озвучении этого понятия многие люди сдвигают брови в недоумении. В нашей стране специалисты по свету получают либо диплом о базовом светотехническом образовании, либо о художественном. В первом случае получаем компетентность в технической стороне дела, но слабое владение знаниями в области архитектуры и дизайна, стремление к типовым световым решениям. Во втором — хорошее знание аспектов эстетики, нестандартное мышление, повышенное внимание к единству светового и общего оформления объекта в сочетании с неуверенным владением информацией о принципах работы оборудования. Получается, что страдает либо эстетика освещения, либо надежность, экономичность, а иногда и безопасность. Таким образом, приходится добирать знаний на дополнительных курсах или втором образовании.

В отличие от российской практики европейская и тем более североамериканская системы образования построены весьма прагматично. А именно учебные планы, состав дисциплин и список конкретных навыков специалиста, проверяемых при выпуске, полностью диктуются требованиями специальности, по которой производится подготовка. В программу включено только самое необходимое, однако в таком объеме и на таком уровне, чтобы обладатель диплома мог практически немедленно включиться в работу любой из профильных компаний.

В России технический и эстетический подходы к проектированию освещения по инерции воспринимаются как антагонистические, требующие отдельного узкоспециального рассмотрения. Благодаря этому они часто плохо стыкуются в реальных работах, так как занимающиеся этим специалисты либо не понимают важности всестороннего подхода к проекту, либо просто не обладают достаточными знаниями для квалифицированного осуществления такой стыковки. В результате, несмотря на практически совпадающие у российских и иностранных светодизайнеров средства проектирования и доступный ассортимент оборудования, качество световых решений еще не всегда оказывается на должном уровне.

Если говорить об обучении в иностранных учебных заведениях, то наиболее полное представление о профессии можно получить в Bartlett School of Architecture в Лондоне. Курс Light and Lighting — это один из самых серьезных и длительных курсов, выпускающий специалистов в области освещения. Курс предполагает объемную программу по изучению светодизайна, включающую в себя вопросы восприятия света, научные и технологические аспекты предмета, а также дизайн освещения как части архитектуры. Большинство учащихся из Великобритании, но есть много иностранных студентов. В The Bartlett существует специальный комплекс для исследования дневного света под названием Lighting Simulator, искусственное небо, которое является одной из самых современных учебных разработок на территории Великобритании.

Lighting Simulator

Также хорошее профильное образование можно получить в: Parsons School of Design (Нью-Йорк), Royal Technical Institute (Стокгольм), University Institute of Architecture (Венеция), Autonomous National University (Мехико). Чтобы получить больше информации об учреждениях, обучающих по программам светодизайна, можно воспользоваться соответствующим разделом на сайте PLDA.

PLDA насчитывает более 500 светодизайнеров со всего мира, но, к сожалению, специалистов из России вы там не найдете. Связано это с тем, что в нашей стране этой отрасли архитектурной инженерии и дизайна не уделяется должного внимания. Не у нас одних существует проблема с медленным и тяжелым стартом профессии. К примеру, еще четыре года тому назад такая же проблема существовала и в Испании. Но за последнее время стезя светодизайна в этой стране набрала хорошие обороты. Тапио Розениус (Tapio Rosenius, Lighting Design Collective, Spain, PLDA) поделился опытом: « В нашей стране профессия переживала тяжелые времена. О светодизайне как таковом в нашей стране мало задумывались. Львиная доля проектов отдается за рубеж. Мы и сами выживали только благодаря участию в интернациональных проектах. Сейчас мы вторая по величине профессиональная организация на территории страны. А ведь нам всего лишь три года! Но прогресс определенно есть. В последнее время у нас появляется все больше и больше работы. Открыто множество специальных обучающих курсов при университетах. Основана Association of Professional Designers of Illumination (APDI, Ассоциация профессиональных дизайнеров-осветителей)». Сейчас в PLDA состоит уже 7 светодизайнеров.

Речи об экспорте проектов на просторах нашей великой страны вести практически не приходится, в то время как явный лидер в данном вопросе — Соединенное Королевство Великобритании, — делает больше половины своих проектов на экспорт. Ниже приведены исследования специалистов журнала Mondo arc за прошедший 2011 год. Доля проектов на экспорт всей континентальной Европы лишь 47%, одной только Великобритании — 56%.

Доля проектов на экспорт континентальной Европы
Доля проектов на экспорт Великобритании

Пути решения такого состояния светодизайна в России очевидны, но, к сожалению, из-за большой инертности нашей необъятной родины, трудновыполнимы. Необходимо осознать всю автономность и важность данной специализации. Строительные организации и заказчики должны прийти к пониманию, что затраты на специалистов в области освещения непременно окупаются как с практического, так и с эстетического аспектов проекта. Важной задачей нужно поставить создание профессиональной основы — обучения. У специалистов должно быть цельное понимание как технической, так и эстетической сторон специальности. Необходимо перенимать полезный опыт зарубежных коллег и развивать стезю светодизайна в соответствии с особенностями нашей страны. Потенциала у наших специалистов много, остается только работать над ним и идти в нужном направлении. Хотелось бы верить, что в скором будущем ни один проект уже не будет обходиться без соответствующего профессионала.


читайте также:


МСвет, 15.08.2012 14:30:43

Обсуждаем статью: Культура светодизайна в России
Опубликовано: 13.08.2012

Успешность профессии определяется образовательным процессом и атмосферой, созданной вокруг излюбленного дела. В свою очередь световой дизайн — это мощный инструмент в руках умелого специалиста. Есть ли такие специалисты в России и куда направить свой взгляд для того, чтобы таким стать? Прочитать статью



© ЗАО «C МЕДИА» 2008 - 2010 Магазин Свет