?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Светодиодный рынок труда — проблемы и перспективы

 
Светодиодный рынок труда — проблемы и перспективы

Светодиодный рынок труда — проблемы и перспективы

Квалифицированные кадры на сравнительно молодом и перспективном рынке светодиодного освещения — большая редкость. Как решают эту проблему крупные компании? Об этом мы решили узнать непосредственно у их представителей.

На профильных конференциях и круглых столах докладчики, говоря об отрасли производства светодиодов и их применении в осветительных системах, часто затрагивают проблему подбора кадров достаточной квалификации. Оно и неудивительно, не взирая на стремительные темпы развития этого рынка и его огромного потенциала, в России 90-ые годы нанесли серьезный ущерб как образовательной, так и производственной инфраструктуре. По словам Евгения Долина, генерального директора Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе (сокр.: НП ПСС), положение дел здесь очень тяжелое. Без решения этой проблемы невозможно выпускать качественный продукт и формировать нормативно-законодательную базу.

Мы решили пообщаться с ведущими участниками светодиодного рынка в России и узнать их мнение о проблемах на рынке труда.

Алексей Ковш, вице-президент ЗАО «Оптоган».

«Главную проблему в плане кадров в России мы видим в отсутствии бизнес-культуры у большинства российских специалистов и нацеленности на результат. Техническая составляющая решается через тренинги и обучающие программы Оптогана и не является настолько критичной, как отсутствие бизнес ориентированности.

На данный момент мы испытываем недостаток в инженерах и очень часто к нам приходят соискатели с очень низкой квалификацией (логистика, инженеры).

Для поиска квалифицированных специалистов мы прибегаем к помощи компаний, специализирующихся на подборе персонала таких, как MRL Consulting Group, а также через собственные профессиональные контакты, включая тесные связи с Белгородским техническим университетом.

Главный фокус в России «Оптоган» делает на создание конечного продукта «под заказчика», европейский рынок также входит в сферу интересов компании, где у Оптогана есть собственный научно-исследовательсткий центр в Дортмунде, Германия. На азиатских рынках, в Тайване, Южной Корее, Китае компания продает свои чипы, в Африке — готовую продукцию, в Северной Америке — чипы на матрице, к слову, основной нишевый продукт.

Мы практикуем набор студентов с последних курсов, обладающих хорошей научной базой и проводим для них дополнительное обучение в собственных центрах подготовки, расположенных в России и Германии. Также есть ряд программ, которые мы организуем с администрациями регионов, главная цель которых — обсуждение технологий и применение светодиодов. Среди ведущих университетов, поставляющих квалифицированные кадры: Томский политехнический университет, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Московский энергетический институт, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, кафедра лазерные и оптико-электронные системы.

С другой стороны, для подготовки специалистов должен быть создан рынок, на котором они смогут применить полученный знания. Рынок светодиодов еще не готов. По этой же причине многие компании выжидают и не торопятся с внедрением светодиодов. Этому есть ряд причин. Основная из них — правовая база. Всего год назад она была создана и благодаря ей светодиод был сертифицирован, как продукт.»

Анна Панкова, заместитель директора по стратегическому развитию ЗАО «Оптоган».

«Оптоган — инновационное и высокотехнологичное предприятие. Кафедр конкретно по нашей специализации в институтах пока нет. Поэтому на предприятии сейчас реализуется многоуровневая система подбора персонала. После того, как по итогам прохождения всех уровней будет выбран успешный кандидат с наиболее близким по профилю образованием и опытом работы, при необходимости реализуется один из способов обучения по конкретной специализации.

Обучение проходит в рамках рабочего процесса без отрыва от производства. Помимо этого, мы активно используем возможности государственных учреждений, на базе которых формируются специальные программы для нас. Наши работники обучаются в государственных учреждениях, получают новые знания, которые могут применить на производстве. В частности, такая программа в настоящий момент реализуется с участием ГК «Роснано», где образовательными учреждениями выступили: Санкт-Петербургский Институт информационных технологий, механики и оптики, и Академия народного хозяйства при президенте РФ.

Оптоган активно сотрудничает с ВУЗами страны. Обычно это образовательные учреждения технической направленности, которые, следуя требованиям времени и рынка, стараются развить у себя направление инноваций и нанотехнологий. В частности, мы сегодня ведем совместную работу по формированию программы повышения квалификации в области светодиодов и светодиодных систем освещения с Белгородским государственным технологическим университетом им. В. Г. Шухова. Разрабатывается курс, который будет состоять из 9 – 10 лекций. Его основным содержанием станут: основы технологии создания светодиодов, светильников, специфика рынка и т. п.

В будущем мы намерены работать с ребятами еще со школьной скамьи, рассказывать им об инженерных специальностях, прививать интерес. Для студентов старших курсов будет возможность стажироваться в компании. Стажировки могут быть как краткосрочные — 2 – 3 месяца, так и долгосрочные — порядка 2-х лет. Студенты будут ротироваться в наших отделах на разных должностях, в каждом отделе у них будет свой наставник. По итогам такой стажировки студенту может быть предложена работа в компании.»

Валерий Кузнецов, технический директор научно-производственного объединения РоСАТ (Российские системы автоматики и телемеханики).

«Сегодня в России мало специалистов, которые могли бы работать и развивать полупроводниковую оптоэлектронику. Возникла острая необходимость в квалифицированных кадрах. Однако рынок полупроводниковой продукции не сформирован, он очень быстро, но стихийно развивается. Коммерческие структуры часто приглашают людей с непрофильным образованием. Много компаний проявляют интерес к этой тематике, покупают сборочное оборудование, планируют производство светодиодов, как дальнейшее развитие своего бизнеса. Для того, чтобы успешно на нем работать, необходимы квалифицированные кадры, появляются конкретные требования к квалификации. Пока у большинства специалистов нет должной аттестации, это люди с опытом, которые учатся в процессе работы.

Среди научных достижений компании можно отметить создание собственного конструктива светодиода с возможностью его использования при экстремальных температурах. Для улучшения теплоотвода на p-n переходе было предложено использовать золоченую подложку с медной вставкой. Пространство между чипом и линзой заполняется сложным оптически прозрачным кремнеорганическим соединением. Всё это позволило пропускать большие токи и использовать светодиод в температурных диапазонах от – 60 до + 80 C. Области применения: ЖД-транспорт (полупроводниковые ЖД светофоры), Военно-морской флот — подводный фонарь белого цвета, навигационные приборы. Светосигнальное оборудование для ЖД-транспорта (светодиодный лобовой прожектор локомотива, буферный брус), уличный мачтовый светильник.

Основой бизнеса станут светотехнические изделия, выполняющие конкретную задачу, будь-то настольный светильник, уличный фонарь, светофор, автомобильная фара. Элементная база большинства изделий унифицирована — это светоточка (светодиод), который может быть выполнена в виде дискретного элемента, либо в виде одной из светоточек групповой матрицы. Далее, чтобы из этого источника света сделать изделие необходимо направить световой поток в определенные оптический угол, который и будет решать задачу поставленную перед конечным изделием в целом. Как известно, роль «направляющего» или «формирующего элемента» играет линза. Поэтому катализатором развития рынка станут компании, которые могут «управлять» светом в нужной задаче, наша компания владеет этим инструментом, мы можем рассчитать и произвести оснастку для изготовления линзы практически любой сложности. На рынке возникает много игроков, продающих изделия, собранные в юго-восточной Азии, с часто сильно завышенными светотехническими параметрами. Для качественной оценки изделия будут востребованы специалисты по фотометрическим измерениям, контролю параметров светодиодных изделий — измерению силы света, освещенности, углового распределения светового потока, тепловых характеристик, цветовой температуры и оценки изделия по совокупности этих параметров.

Поэтому сейчас происходит образование фотометрических лабораторий для независимой экспертизы. Государство готовит проект закона об обязательной сертификации всех светотехнических изделий, устанавливаемых на территории РФ и формирует новую нормативную базу стандартов для полупроводниковой светотехники. Пока, к сожалению, нет государственно-утвержденных стандартов, оборудование для замера осталось с советских времен, некоторые лаборатории оценивают светодиодные источники по ГОСТам ламп накаливания. Но ситуация быстро меняется.

Образование сотрудников, которое представляет интерес для работодателей в светодиодном бизнесе — это кафедры оптики, физики твердого тела, полупроводниковых структур. В качестве примера можно привести кафедру оптики в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана. В отношении поиска специалистов большинство работающих с нами сегодня людей — это выходцы из конструкторских бюро советских времен, специалисты ведущих институтов в этой отрасли (ВНИИСИ им. Вавилова С. И., ФГУП «ВНИИОФИ», ГОИ им. Вавилова, МГТУ им. Баумана, МГТУ МИРЭА) до сих пор искали и находили людей исключительно таким способом. На мой взгляд, существует два пути карьеры в любом бизнесе, первый — приличное профильное базовое образование, второй — обучение в процессе работы, оба способа требуют хороших организаторских способностей.

Максим Халин, региональный директор по продажам в СНГ Philips Lumileds.

«Трудно сказать, какие знания и умения в большей цене, потому что рынок еще не устоялся. Рынок труда предлагает две разные квалификации — «технарь» и «продажник», который также занимается расчетом. Не хватает специалистов на стыке двух квалификаций, например, менеджеров по продажам с техническим образованием, идет поиск партнеров и агентств для продвижения продукции в России. Этот год будет показательным для компании, после чего будет решаться вопрос о дополнительном найме технических специалистов по продажам.

Для поиска специалистов мы будем использовать все возможные способы: кадровые агентства, контрагентов, и собственные профессиональные связи.»

Штефан Шнейдер, специалист по работе с ключевыми клиентами компании «Точка Опоры».

«Одной из основных проблематик развития светотехнического рынка в Москве, являются кадры. Найти квалифицированных специалистов — светодизайнеров, большая проблема.

В МАрхИ таковых не выпускают, а из МЭИ выходят светотехники. Рынку нужны люди, имеющие эстетическое восприятие и техническую осведомлённость. Но на сегодняшний день мы имеем практически во всех фирмах занимающихся освещением, жёсткую разбивку на управленцев и технарей. Этому способствует ещё и общее ведение светотехнического бизнеса в России. Каждая из фирм является дистрибьютором каких-то фабрик-производителей и заинтересована в продажах именно этого продукта. Отсюда выходит основная проблема, фирмы предлагают не оптимальное решение, а продукт. Это отдельная тема и для неё требуется дополнительное интервью.

А пока, я думаю, что многие уже поняли необходимость развития системы образования для пополнения наших рядов людьми, способных донести эстетику видения света до других.»

Алексей Аникин, руководитель отдела светодиодной светотехники международной группы компаний «Световые Технологии».

Подразделение MRL Technology было специально создано внутри компании MRL Consulting Group для поддержки растущей потребности в опытных специалистах на рынке общего, светодиодного, полупроводникового освещения.

Компания фокусируется на работе с небольшим количеством клиентов, что позволяет использовать индивидуальный подход к каждой компании.


«Есть проблемы с поиском светотехников, инженеров-конструкторов, особенно в области светодиодной светотехники — нет знания полупроводниковой тематики и нет столь нужной золотой середины — либо человек с опытом работы без соответствующего технического образования, либо наоборот. Нужны главным образом технари, ищем специалистов со знанием светодиодной светотехники, готовы обучать их с «нуля». Среди университетов, на наш взгляд, наиболее качественно готовят МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭИ, светотехнический факультет Мордовского государственного университета.

Мы отслеживаем ситуацию на рынке и о новых технологиях также узнаём через наших иностранных партнеров — производителей светодиодов, посещая их семинары, из презентаций докладчиков, через общение с профессурой научных кафедр. Наша компания является участником НП ПСС — это существенно облегчает ориентирование в области полупроводниковой светотехники, рынка, возможностей.»




Похожие статьи




Комментарии к статье «Светодиодный рынок труда — проблемы и перспективы».

МСвет , 16.09.2011 03:42:18


Обсуждаем статью: Светодиодный рынок труда — проблемы и перспективы
Опубликовано: 13.09.2011

Квалифицированные кадры на сравнительно молодом и перспективном рынке светодиодного освещения — большая редкость. Как решают эту проблему крупные компании? Об этом мы решили узнать непосредственно у их представителей. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100