?????????, ???? ????????...

??????? ????
Журнал "Магазин свет"





Подписка


Популярные статьи



Освещаем меховой салон класса «люкс»


Светодиодные лампы T8 — шаг вперед или компромисс?


Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»


Реконструкция «Маяковской»: светить и никаких гвоздей!

 
Реконструкция «Маяковской»: светить и никаких гвоздей!

Реконструкция «Маяковской»: светить и никаких гвоздей!

Если спросить жителей Москвы, какие станции метро они считают самыми красивыми, то одной из первых, без сомнения, будет названа "Маяковская". К 75-летию Московского метрополитена эта станция была реконструирована, в том числе в ней была заменена система освещения.

Станция метро «Маяковская» была построена по уникальному проекту знаменитого советского архитектора Алексея Душкина и является первой в мире колонной станцией глубокого заложения по трехсводчатой схеме. Благодаря необычному и оригинальному архитектурному решению с использованием колонн «Маяковская» мгновенно стала всемирно известной и вошла в анналы мировой архитектуры. Более того, реализованное архитектурное решение считается образцовым и по сей день.  

 Станция начала свою работу 11 сентября 1938 года в составе участка второй очереди Московского метро. Главным украшением станции являются панно работы известного советского художника и скульптора Александра Дейнеки, составляющие цикл «Сутки из жизни Страны Советов». Они были выполнены в виде смальтовой мозаики и необычны в первую очередь оригинальным подходом, использовавшемся в метрополитене впервые. Ракурс панно был подобран таким образом, чтобы при разглядывании изображения пассажирами метрополитена – снизу вверх – сохранялась его пространственная ориентация, и у зрителей создавалось впечатление подсматривания за реальными событиями «там, наверху» через несуществующее «окно в потолке». Сам Дейнека назвал этот эффект «прорывом в небо».  
             Александр Дейнека

Художник, график, скульптор, один из самых ярких и выдающихся художников в СССР. Наибольшую известность получил благодаря оформлению выставочных павильонов на Всемирных выставках в Париже в 1937 году, в Нью-Йорке в 1939 году и в Брюсселе в 1958 году, серии героических картин на патриотическую тематику и мозаичным панно, которыми украшены станции метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». По его эскизам были изготовлены мозаики для оформления главного здания МГУ. Являлся главным художником строительства Кремлевского Дворца Съездов.      


«Маяковская» была сооружена в крайне сложных гидрогеологических условиях и уже на момент создания не обладала достаточной гидроизоляцией в силу того, что у строителей и проектировщиков не было достаточного опыта по отведению грунтовых вод.  

 Еще в 1987 году был разработан первый проект реставрации станции. Но для ремонта станции «Маяковской» требовалось закрытие действующего выхода станции, что означало закрыть станцию полностью. Это было недопустимо при существующем пассажиропотоке и популярности места расположения станции. Поэтому было принято решение перенести начало комплексной реконструкции станции до сооружения второго выхода, который был открыт в 2005 году. Практически сразу же после этого закрыли старый вестибюль, что стало началом комплексной реконструкции станции.  

Реконструкция проводилась в два этапа. Сперва был полностью реконструирован старый вестибюль. Следующим этапом стала реконструкция платформенного участка и боковых тоннелей станции, которая проводилась в условиях действующей станции с последовательным выгораживанием реконструируемых зон.

[1]Неисправность части светильников не позволяла рассмотреть некоторые мозаики
Неисправность части светильников не позволяла рассмотреть некоторые мозаики

В ходе реконструкции «Маяковской» были бережно отреставрированы знаменитые мозаичные панно. Кстати, одно из них – мозаику «Красное Знамя» – большинство пассажиров увидит впервые, она вновь открыта для обозрения около эскалаторов нового выхода. Были осуществлены реставрация художественного литья на станции, а также восстановление всех декоративных элементов в куполах («колос», «звезда», «серп и молот»).     
     
Компания «Точка опоры» решает весь комплекс светотехнических задач, начиная от разработки концепции освещения до поставки оборудования и проведения инжиниринговых услуг на объекте.  

В портфолио компании – реализованные проекты освещения автосалонов, сетевых бутиков, офисных помещений, музеев, торговых центров, спортивных объектов.

Компания «Точка опоры» сотрудничает с клиентами на всей территории РФ. За 18 лет профессиональной работы на светотехническом рынке нами накоплен огромный опыт по разработке сложных и масштабных проектов освещения, которыми компания по праву может гордиться.

Для разработки нестандартных проектов в трех региональных офисах (в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) созданы профессиональные проектные команды светодизайнеров, светопроектировщиков и электротехников.

Важной частью реставрационных работ стала реконструкция системы освещения.

Помимо того, что Московский метрополитен является уникальным архитектурным сооружением и признан одним из самых красивых метрополитенов в мире, он является еще и самым главным потребителем электроэнергии в городе Москве. Именно по этой причине одной из главных задач при реставрации его станций и обновлении парка светового и транспортного оборудования является соблюдение требования сокращения потребления электроэнергии.

Не стала исключением и реставрация станции «Маяковская». От подрядчика требовалось совместить, казалось бы, несовместимое – обеспечить яркое освещение станции, дать пассажирам возможность насладиться оформлением станции во всей красе и как можно ближе к оригинальному замыслу архитектора и оформителей, при этом еще и уложиться в жесткие рамки по потреблению электроэнергии.  

Именно по этой причине для выполнения столь сложной и ответственной задачи была выбрана компания «Точка опоры».  

Среди ранее реализованных ею проектов есть освещение Третьяковской галереи и Русского Музея, а также офисного здания компании PricewaterhouseCoopers в бизнес-центре «Белая Площадь», за который компания «Точка опоры» получила награду за победу в первом конкурсе Best Office Awards 2010 в номинации «Новые технологии».

Для многих автомобильных брендов в России свет от «Точки опоры» стал обязательным стандартом качества работы дилерских сетей. Покупатели Adidas, Nike, MoDaMo, Levi`s, INCITY, L`Etoile, «М.видео» и многих других сетевых магазинов видят себя и представленные товары в «лучшем свете» благодаря работе специалистов «Точки опоры».  

Компания не является новичком ни в создании световых инсталляций, ни в выполнении работ. Сотрудничество «Точки опоры» с Московским метрополитеном началось около двадцати лет назад, когда компанией были изготовлены и поставлены первые осветительные приборы, а затем выполнены первые световые решения на различных объектах метрополитена. В их числе — «Проспект Мира (кольцевая)», «Китай-город», «Перово», «Семеновская», «Арбатская (вестибюль)», «Киевская», «Октябрьская (вестибюль)». К настоящему моменту сотрудничество развилось до статуса субподрядчика – теперь «Точка опоры» целиком и полностью отвечает за весь спектр работ, выполняемый на объекте.  

Светотехническая история станции «Маяковская»

В 30-е годы, когда строилась станция «Маяковская», существующие световые технологии не были столь разнообразны как сейчас, и единственными лампами, применявшимися при освещении объектов, были лампы накаливания. Поэтому подбор цветовой палитры для оформления станции, сортов мрамора и, самое главное, набор мозаичных панно был сделан исходя из условий освещения лампами накаливания.  

[2]До реконструкции в светильниках использовались компактные люминесцентные лампы под стандартный патрон
До реконструкции в светильниках использовались компактные люминесцентные лампы под стандартный патрон

По мере выхода из строя старых ламп их меняли на новые, но в какой-то момент экономически целесообразным оказалось полностью отказаться от старых ламп накаливания. Вместо них были установлены компактные люминесцентные лампы под стандартный патрон.

Экономический эффект был достигнут, однако использовавшиеся на станции люминесцентные лампы давали более «холодный» свет, в котором преобладал голубой оттенок, что нарушило оригинальный замысел архитекторов. К тому же, компактные люминесцентные лампы, имеющие большие размеры, чем лампы накаливания, частично «вылезали» из светильников, портя их дизайн. Таким образом, до генеральной реконструкции световое решение станции, несколько раз «подновленное» за долгий срок эксплуатации, было достаточно спорным как с технической точки зрения, так и с художественной, и одной из поставленных перед реставраторами задач было восстановить оригинальный световой облик станции.

Ремонт системы освещения на «Маяковской»

Первым испытанием, подстерегавшим реставраторов, оказалось отсутствие многих чертежей и технической документации в связи с их частичной утратой. Для решения данной проблемы многие детали были обмерены, перечерчены и изготовлены заново, а некоторые технологические решения пришлось также заново «придумать» и воплотить. Например, при восстановлении светильников ниш куполов попутно были отлиты и установлены новые алюминиевые декоративные решетки вентиляционных шахт, а во время реставрации люстр над платформами были разработаны и изготовлены новые короба для подвески.    

[3]При реконструкции «Маяковской» светильники были изготовлены заново
При реконструкции «Маяковской» светильники были изготовлены заново

Особое внимание было уделено тщательному и достоверному воспроизведению всех утраченных деталей люстр и бра, основанные на сохранившихся эскизах и чертежах, в том числе – плафоны-рассеиватели, в точности повторяющие форму и узоры на стекле такими, какими они были на светильниках при пуске станции в 1938 г.

Реконструкция и изготовление световых приборов длилась с 2007 по 2010 год. В этот период компанией «Промэлектросвет», входящей в холдинг компании «Точка опоры», были проведены широкомасштабные работы по реконструкции старых и изготовлению новых световых приборов, которые заняли свое место на станции по окончании всего хода реставрации. На станции сейчас широко используются светильники СЕРП собственного производства «Промэлектросвета».

[4]В каждой люстре установлено пять ламп
В каждой люстре установлено пять ламп

Все лампы накаливания и люминесцентные лампы старого поколения были заменены на долговечные и экономичные компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), а также люминесцентные лампы T5 производства компании Philips, что позволило увеличить освещенность станции, снизить расход электроэнергии и сократить расходы на эксплуатацию системы освещения. Следует отметить, что используемые люминесцентные лампы имеют цветовую температуру, близкую к цветовой температуре ламп накаливания. Установленные компактные люминесцентные лампы используют внешние ЭПРА. В процессе работы были протестированы лампы одного из крупнейших китайских поставщиков световых приборов, но неточное соответствие технических параметров заставило отказаться от дополнительной экономии.

Люстры, висящие над платформами, были изготовлены заново в соответствии с оригинальными чертежами. Первоначально планировалось использовать люстры с тремя лампами. Была изготовлена опытная партия таких люстр, их установили на станции. Но освещение в метро имеет свою специфику. Измерения показали, что уровень освещенности в результате получился ниже требований заказчика. Согласно нормам безопасности, освещенность на станции должна быть не менее 200 лк. Поэтому было принято решение установить люстры с пятью лампами.  

[5]После реконструкции «Маяковской» мы можем увидеть в новом свете знаменитые мозаичные панно
После реконструкции «Маяковской» мы можем увидеть в новом свете знаменитые мозаичные панно

Отдельно стоит сказать об организации освещения мозаики в куполах станции. Были заново спроектированы и изготовлены уникальные светильники с энергосберегающими лампами тепло-белого света, по своим цветовым характеристикам соответствующие цвету ламп накаливания, которые заставили заиграть в новом цвете знаменитые мозаичные панно Александра Дейнеки. А для того, чтобы сделать освещение как можно более равномерным, без «провалов» и теней, для ламп был разработан специальный компактный установочный модуль, позволивший устанавливать лампы друг за другом практически «встык», что помогло создать по сути непрерывное «световое кольцо» вокруг мозаики.

Для подсветки ниш куполов были разработаны и изготовлены уникальные светильники, также оборудованные компактными люминесцентными лампами и электронными пускорегулирующими аппаратами, которые позволили легко вписать данные световые приборы, а также короба для их установки в архитектуру станции.

[6]В нишах на стенах используются линейные люминесцентные лампы T5
В нишах на стенах используются линейные люминесцентные лампы T5

Теперь во всех светильниках на станции «Маяковская» применяются электронные пускорегулирующие аппараты фирмы Tridonic, положительно зарекомендовавшие себя за несколько лет эксплуатации в системах освещения московского метро, в том числе и в проектах, реализованных с участием «Точки опоры». Кстати, за массовое внедрение ЭПРА Tridonic в системах освещения компания была отмечена благодарственным письмом от службы электроснабжения Московского метрополитена.  

Для подсветки мозаики использовались светильники СЕРП 343 1х 8 (13) Вт c лампами Philips Т5 8 и 13 Вт. Степень защиты этих светильников — IP 65. Нишевая подсветка одновременно является и аварийным освещением. Для нее используются светильники СЕРП 316 1х18 Вт с лампами Philips Т5 18 Вт. Люстра ШАР (СЕРП 399) с компактной энергосберегающей лампой типа КЛЛ 65Вт, цоколь Е27 освещают эскалаторы и периметр перед эскалаторами.  

В люстрах над путями используются ЭПРА Tridonic PC 1x26/32/42 TCT Pro и Tridonic PC 2x26/32/42 TCT Pro. В нишевых светильниках используются ЭПРА Tridonic PC 1х18-24 Basic sl и Tridonic PC 1x4-13 Basic sl. Что же касается светильников для подсветки мозаики, то для них было выбрано ЭПРА Tridonic PC 1x4-13 Basic.

ЭПРА

Используемый тип ламп

Количество ламп, подключаемых к ЭПРА

Номинальная мощность ламп, Вт

Мощность, отдаваемая в лампы, Вт

Общая потребляемая мощность, Вт

Cos φ при напряжении питания 220 В

Размеры, мм
Tridonic PC 1x26/32/42 TCT Pro
КЛЛ TC-TEL
1
26/32/42
24/32/42
26,5/34,5/46
0,97/0,98/0,99
103x67x31
Tridonic PC 2x32/42 TCT Pro
КЛЛ TC-TEL
2
32/42
64/84
68/89
0,98/0,99
123x79x31
Tridonic PC 1х18-24 Basic sl
T5
1
24
21,5
25
0,62
145x22x21
Tridonic PC 1x4-13 Basic sl
T5
1
4 — 13
3,5 — 11
5 — 15,5
0,51 — 0,62
145x22x21
Tridonic PC 1x4-13 Basic
T5
1
4 — 13
3,5 — 11
5 — 15,5
0,51 — 0,62
80x40x21


В процессе работ появилось желание попробовать применить светодиодные лампы для того, чтобы еще более сократить энергопотребление станции – светодиоды дают очень высокую светоотдачу, а также больший срок службы по сравнению с люминесцентными лампами. Но возник вопрос – будет ли светодиодное освещение хорошо сочетаться с люминесцентным? Дело в том, что к тому моменту система подсветки мозаики и верхних куполов уже была создана, протестирована и утверждена заказчиком.
               Редкий минерал

Колонны на станции имеют уникальное покрытие из родонита, добыча которого прекращена. Были выделены средства на возрождение месторождения и добычу минерала в необходимом для реставрации количестве.

Для решения этого вопроса компания «Точка опоры» решила задействовать свою уникальную световую лабораторию под названием Light Point, в которой был поставлен следующий эксперимент. В ней был построен макет части свода станции в натуральную величину, и в нем было смонтировано освещение из люминесцентных и светодиодных ламп, а для оценки качества освещения были приглашены специалисты из метрополитена. Результат эксперимента оказался неожиданным – выяснилось, что при смешении светодиодного освещения с люминесцентным происходит окрашивание светового потока в зеленый оттенок, довольно-таки неприятный глазу, и подобная схема освещения была признана неудовлетворительной. В итоге решили светодиоды не использовать.


Результаты реконструкции

В ходе реконструкции был полностью сохранен неповторимый архитектурный облик этой необычной станции, и сегодня «Маяковская» предстает перед взором ее пассажиров обновленной и такой же нарядной, как и в день ее открытия. Использование люминесцентных ламп с теплым цветовым оттенком позволило вернуться к изначальному замыслу архитектора.  

[7]Были реставрированы не только светильники, но и многие другие детали оформления станции
Были отреставрированы не только светильники, но и многие другие детали оформления станции 

Но кроме, улучшения вида станции, замена системы освещения позволила значительно снизить энергопотребление. По сравнению с оборудованием, стоявшим в середине 2000-х годов, новые лампы и ПРА потребляют электроэнергии на 30% меньше.

[8]Станция «Маяковская» предстала в таком виде, как ее и задумывал архитектор
Станция «Маяковская» предстала в таком виде, как ее и задумывал архитектор

К 75-летнему юбилею Московского Метрополитена, отмечавшемуся 15 мая 2010 года, было проведено торжественное мероприятие, посвященное окончанию реконструкционных и реставрационных работ на станции «Маяковская». Оно состоялось в ночь с 23 на 24 апреля 2010 г. Гвоздем программы стало выступление камерного оркестра «Гнесинские виртуозы», состоявшееся... прямо в зале станции. На время концерта оставили только освещение куполов и мозаик. Присутствующие могли погрузиться в атмосферу чистой, живой музыки и насладиться видами мозаик, подсвеченных с применением современных технологий.  



Похожие статьи




Комментарии к статье «Реконструкция «Маяковской»: светить и никаких гвоздей!».

МСвет , 14.07.2010 10:26:32


Обсуждаем статью: «Точка опоры» осветила «Маяковскую»
Опубликовано: 13.07.2010

Если спросить жителей Москвы, какие станции метро они считают самыми красивыми, то одной из первых, без сомнения, будет названа "Маяковская". К 75-летию Московского метрополитена эта станция была реконструирована, в том числе в ней была заменена система освещения. Прочитать статью

Каталоги Сервисы
Материалы Общение Магазин свет
Светильники Вакансии Статьи Блог О проекте
Компании
Резюме Обзоры Форум Контакты


Аналитика
Реклама на сайте


Новости компаний   Печатный журнал

© 2008-2018
Условия копирования и цитирования материалов
Написать в редакцию
Информация, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой.
Rambler's Top100