Е. Долин: «Мы отвечаем за добросовестность»В отечественном светотехническом сообществе обозначилась серьезная проблема — недостаточная кооперация участников рынка. Существующие объединения, на наш взгляд, отстают от зарубежных аналогов как по количеству участников, так и по степени влияния. В конце декабря было объявлено о создании «Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе» — сокращенно НП ПСС. Генеральным директором Партнерства стал Евгений Долин, с которым мы и поговорим о перспективах развития и задачах объединения. |
Объединение производителей — участников рынка особенно актуально для относительно молодого рынка светотехники на основе светодиодных источников света. В ряде публикаций мы неоднократно озвучивали вполне обоснованные призывы участников рынка к совместной работе над проблемными сферами, которыми являются нормативная база, совместные маркетинговые шаги, контроль за качеством. Однако организаторскую функцию, по понятным причинам, должна принимать на себя совершенно независимая структура, не имеющая «шкурных» интересов при коллективной работе. Долгожданным и ожидаемым шагом стало создание «Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе» (далее — НП ПСС), которое возглавил известный специалист и один из «пионеров» отечественной светотехники на основе светодиодов — Евгений Долин.
Безусловно, у НП ПСС есть значительный потенциал, подтвержденный высоким статусом двух учредителей — Группой компаний «Оптоган» и ЗАО «Светлана-оптоэлектроника», а также профессиональным опытом членов правления. Вместе с тем, существует серьезная ответственность партнерства за деятельность его участников, список которых, по нашему предположению, будет стремительно расширяться. Поэтому мы решили прояснить принципиальную позицию НП ПСС и обратиться с вопросами непосредственно к Генеральном директору — Евгению Долину.
Евгений Долин
Генеральный директор Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе, председатель оргкомитета Московского международного светодиодного форума «Светодиоды в светотехнике». Инженер, руководитель, эксперт по светодиодным системам. Образование: инженер-электротехник, Государственная морская академия им. адмирала С. О. Макарова. С 1985 по 1998 гг. работал руководителем службы автоматики атомных ледоколов. С 1998 по 2008 гг. руководил различными предприятиями по производству светодиодов и светодиодных систем. |
Эта организация будет строиться «с нуля». Она должна быть независима. Возможно, что это будет не один центр. Но мы планируем привлекать и уже существующие научные организации (например, НТЦ микроэлектроники и субмикронных гетероструктур РАН), имеющих определенные наработки в этой части. Естественно, мы будем опираться на ВНИИОФИ, как методологический центр, который собирает вокруг себя все вменяемые компании, работающие в этой области. Вменяемых — их не так много. Невменяемые, которые получают аккредитацию на все светотехнические измерения и начинают «во все тяжкие» мерить все подряд, не имея оборудования для светодиодных измерений — это и есть то «болото», которое не позволяет относиться к национальной системе сертификации с уважением.
Сейчас об этом ведутся переговоры. Возможно, создание организации будет анонсировано в конце 2011 года на выставке «Интерсвет», либо в начале 2012 года.
Если мы сможем аккумулировать в себе хотя бы половину здорового рынка светотехники на основе светодиодов, то де-факто сможем устанавливать правила игры на этом рынке. Минпромторг не может не считаться с нашей организацией, тем более, что НП ПСС поддерживают и ГК «Роснано», и ГК «Ростехнологии», и национальный проект «Новый свет». Это и есть способ давления на регулятора.
Почему заставить? Потому, что не слышат сейчас. Обсуждение стандартов по-прежнему идет без широкого участия в нем представителей от промышленности, несмотря на то, что прошлый год мы весь потратили на активизацию процесса максимального привлечения участников рынка. Но, как я говорил, есть объективная проблема с кадрами, с одной стороны, и с нежеланием 332-го технического комитета Ростехрегулирования осуществлять широкое обсуждение стандартов и планов развития стандартизации, с другой. Они относятся к планам и стандартам как к особой тайне, особому сакральному знанию. Это их «оборонное сознание» было хорошо тогда, когда рынок стагнировал. Сейчас, наоборот, нужно, чтобы предприятия, выходящие на рынок, понимали важность изначального следования стандартам. Иначе они свои собственные инвестиции под угрозу поставят, играя вне поля обоснованных требований. Поэтому и надо заставить Минпромторг и Минэкономразвития, чтобы соответствующие департаменты на все совещания звали представителей НП ПСС. Должна идти совещательная деятельность с представителями промышленности прежде, чем, например, вносить «кухонные» термины в государственные документы, как это было в законе «О энергосбережении».
Не хотят сегодня ведущие компании организовывать свои производство в России без специальных мер со стороны государства — ни Osram, ни Philips, ни Nichia, ни Samsung. Но они готовы поставлять свои светодиоды. Сегодня, например, компания Philips говорит, что готова придти на наш рынок с производством чего угодно. Но только на цивилизованный рынок, когда на нем будут стандарты, когда можно будет рассчитывать, что их высококачественная продукция будет иметь преференции перед низкокачественной, когда в государственных тендерах будет учитываться не только цена, но и квалификация поставщика. Тем не менее, здесь они отчасти лукавят. У нас слишком дешевая электроэнергия, чтобы они могли рассчитывать на окупаемость своих изделий, поэтому в Европе они успешно работают, а в России придумывают отговорки.
Что касается преференций в Китае, то они там совершенно фантастические, например, государство возвращает половину стоимости ввезенной эпитаксиальной установки. Но, понимаете, там существуют особые экономические условия, за счет которых получается реализовать такие программы. У нас китайский путь невозможен.
Да — это навязывание, но навязывание знаний. Есть масса примеров, о которых и Вам, вероятно, известно, когда знания необходимо насаждать. Сегодня многие разучились думать и анализировать на два шага вперед, но умеют считать процент прибыли. Это пагубная тенденция, нуждающаяся в корректировке. Нужно именно пропагандировать светодиодные технологии грамотно, обоснованно, доступно, а главное, честно говорить о их преимуществах и недостатках.
Да, безусловно, будет предусмотрен, да он и сейчас уже работает. Поскольку идет процесс становления отрасли, в этих условиях особенно важна динамика развития предприятий: у кого-то уже появились испытательные лаборатории, у кого-то были изначально, у кого-то есть службы стандартизации и метрологии, у кого-то они возникают сейчас, а кто-то «тупо лабает» непонятно что, продавая это в виде светодиодных светильников. К примеру, достаточно посмотреть на рекламные материалы некоторых компаний, чтобы прийти в ужас от того, что они в 1000 раз экономят электроэнергию, но мы не можем сейчас достоверно заявлять об обмане. Предстоит создать список качественных признаков добросовестности и если, допустим, организация не соответствуют по 10 признакам из 12, то такие заявки необходимо отклонять сразу, а если по половине признаков соответствует, то переходить к процессу рассмотрения и принятия в НП ПСС.
В партнерство мы принимаем при выполнении трех условий: подготовки списка документов, которые мы запрашиваем, прохождение аудита со стороны независимого члена правления (пока таковым является Евгений Долин, два других члена правления на момент написания статьи представляют интересы компаний-учредителей — это Алексей Ковш, исполнительный вице-президент Группы компаний «Оптоган» и Алексей Мохнаткин, зам. генерального директора ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», — прим. ред.), и две рекомендации от действующих членов НП ПСС. Понятно, что ценность рекомендации со временем будет снижаться из-за расширения количества участников, но на данном этапе мы приглашаем в НП крупных игроков, которые серьезно относятся к ситуации на рынке. Таким образом, их мнение — это дополнительный фильтр для вступления. В дальнейшем мы пересмотрим систему и введем формальные признаки: наличие технических условий, испытательного центра, прохождение добровольной сертификации на потребительские свойства.
Внешняя простота производства светодиодных светильников привлекла на рынок массу компаний ничего не понимающих в светотехнике, слегка разбирающихся в конструировании и классно умеющих считать прибыль. А еще больше на рынке торгующих светодиодными изделиями. Уровень их компетентности крайне низок, товар сомнительного качества, а единственная цель — продать любым способом, максимизируя прибыль. Это неблагодарный труд — бодаться с недобросовестными предпринимателями. Заниматься этим бессмысленно. «Хватать за руку» — это задача надзорных органов. Например, сейчас принимается технический регламент по маркировке энергоэффективной продукции. Если производители не будут его выполнять, то попадут под санкции Роспотребнадзора. Мы будем производить контрольные закупки, передавать результаты в сертификационные органы и просить проведения расследований. То есть выполнять те же функции, что и Общество защиты потребителей. Кроме того, мы основные усилия сосредоточим на разъяснении и обучении потребителей о том, как отличать качественную продукцию от «барахла» и «китайскую однодневку» или «лавку радиолюбителей» от серьезного поставщика.
Всё несколько проще — «пакт о ненападении» говорит о том, что информационные войны в медиа-пространстве между членами партнерства считаются недопустимыми. Необходимо соблюдать правила корректного общения и доказательных претензий. Речь тут, конечно, не идет о корпоративном сговоре — это, безусловно, недопустимая и вредная практика. Отдельно стоит сказать о попытках некоторых компаний получить скандальную известность путем нападок на крупных игроков. Как в басне: «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» Непомерные амбиции, помноженные не безграмотность и нахальство, наносят колоссальный вред и вводят в заблуждение потребителей.
Да, действительно, все так и есть. Мы будем стремиться организовать облегченный доступ на корпоративные рынки за счет того, что гарантируем добросовестную преквалификацию наших членов перед руководствами РЖД, «Газпрома» и других крупных компаний. Мы создаем нашу ассоциацию, чтобы объединить в ней те здоровые силы, которые действуют на рынке и стремятся цивилизованно его развивать. Фактически, мы оказываем услугу — клиентам нет необходимости изучать ситуацию на рынке и портфолио организаций, ведь мы принимаем только предприятия, производящие качественную продукцию, и отвечаем своим имиджем за добросовестность наших членов.
Это во многом будет зависеть от финансовых показателей НП ПСС. Если партнерство жертвует собственными ресурсами в пользу подготовки учебной программы или просто информационного материала, то оно вправе выбирать способ распоряжения интеллектуальной собственностью, продавая ее, предоставляя доступ к ней лишь членам партнерства или же, стремясь обучить максимальное количество участников рынка, распространять совершенно свободно. Поэтому в каждом конкретном случае эта задача будет решаться индивидуально. Скорее всего, учебные курсы будут на платной основе. Сейчас мы планируем создание учебного центра совместно с группой профессионалов в техническом образовании. Мы намерены привлечь туда не только их, но и психологов, а также маркетологов, поскольку подача материалов — это важная задача. Мы будем проводить эти мероприятия и в дистанционном виде, например, вебинары. Это очень эффективная форма, но проникновение широкополосного интернет-доступа в регионах пока еще слабое, поэтому мы будем стремиться к многообразию форм распространения информации.
Мы ведем предметное обсуждение вопроса с базовыми учебными центрами МЭИ, Мордовским государственным университетом, и другими учебными заведениями. Формы решения кадрового вопроса могут быть разными — это и повышение квалификации, и целевое обучение студентов, и практика на предприятии, и переквалификация инженеров других отраслей в светотехнику. Но сегодня я вижу непонимание того, как нужно продвигать на рынок курсы и как формировать их содержание. Сейчас большинство образовательных курсов формируется от того, что умеют делать преподаватели, а не от того, что требуется промышленности. Это не вина учебных организаций — это беда отрасли, разорванной на мелкие кусочки, пережеванной «прихватизаторами» и рейдерами, и выплюнутой в банкротную массу. Была разорвана единая ткань — наука, подготовка кадров, предприятия. Каждый выживал как мог. Но науке и образованию досталось сильнее всего. Существующие сегодня и нарождающиеся предприятия светодиодной светотехники уже формировались «на руинах» и у них часто нет контакта с учебными и научными организациями. Восстановить эту связь к общему благу — одна из важных задач НП.