Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»

Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»

Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»

Инго Маурер — один из самых неординарных дизайнеров, стяжавший лавры творца-оригинала еще в 60-е годы прошлого столетия. По сей день он не устает поражать нас необычными объектами. Некоторые его работы породили новые направления в проектировании света. Например, креативная программа Ya Ya Ho положила начало развитию шинных, а позже и струнных систем освещения. В каком-то смысле биография Инго Маурера — это история развития светотехники вообще.

Инго Маурер родился в 1932 году на острове Райхенау на Боденском озере. Получил образование в области полиграфии, работал в типографиях, занимался графическим дизайном в Германии и Швейцарии. В 60-ые годы практиковал как свободный дизайнер в Нью-Йорке и Сан-Франциско. По возвращении в Европу в 1966 году основал дизайнерское бюро Design M в Мюнхене. В рамках этого бюро и были созданы легендарные светильники Bulb и Culp (1966), Light Structure (1970), Little Black Nothing, Ya-Ya-Ho (1988), Los Minimalos Dos, Lucelino Wall, Wo bist Du, Edison? и Zettel’z (1999). Световые инсталляции и объекты Инго Маурера экспонировались в Центре Жоржа Помпиду (Париж), Немецком архитектурном музее (Франкфурт-на-Майне), Институте Архитектуры Франции, на Вилле Медичи (Рим), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), Музее Современного Искусства (Нью-Йорк), музеях Бремена, Мюнхена, Амстердама, Милана. Знакомы с работами Маурера и в России. В 1989 году его световые инсталляции и объекты демонстрировались в Этнографическом музее народов СССР (сейчас он называется Российским этнографическим музеем), расположенном в Ленинграде.

Дизайнер разрабатывал освещение для выставки на Вилле Медичи, для модных показов японского кутюрье Issey Miyake в La Villette и другие событий.

В январе 1998 года журнал Architecture&Wohnen назвал Маурера «дизайнером 1997 года», а Королевский Колледж Искусств в Лондоне присвоил Инго Мауреру звание Почетного Доктора.

— Господин Маурер, Вы считаете себя в большей степени художником или дизайнером?

— Мне кажется, что между работой художника и работой дизайнера не нужно проводить границу. Недавно в Нью-Йорке была очень интересная дискуссия: «Кто вы? Дизайнер?» Да я просто делаю свои вещи, делаю свою работу. Меня спросили: «Когда вы получите заказ, вы будете делать то, что хочет заказчик, или то, что вы захотите?» И я ответил: «Я буду делать то, что я хочу, то, что я считаю хорошим». И тот человек сказал мне: «Тогда вы художник».

Инго Маурер

— Для человека, работающего с освещением, темнота — это нечто особое. Что для Вас значит момент перехода из тьмы к свету?

— Это как раз самый волнующий момент, когда ты переходишь из темноты к свету. Человек еще находится немного в состоянии бессознательного, и вместе со светом к нему приходит сознательное. В свое время я выбрал Ленинград как место демонстрации своих работ только потому, что здесь — белые ночи, любимое мной сумеречное состояние, продленное во времени. На самом деле я люблю темноту. И не боюсь ее. Я люблю гулять в сумерках, когда изменяются цвета, и видеть эти явные изменения, когда с наступлением сумерек цвета становятся более мягкими.

— Следует ли из этого, что Вы не любите дневной свет?

— Конечно, я его люблю! Где вы это прочитали (смеется)? Каждый раз, когда лечу в самолете на север, я думаю: «Это не то направление». Потому что предпочитаю южные страны, например, Италию или Египет. Но всякий раз, когда самолет прилетает на север, я вижу, что на севере заметно больше эмансипированных людей. Что касается распределения ролей между полами, эмансипации — здесь ситуация куда лучше, чем на юге.

— Можно немножко рассказать о команде, с которой вы работаете? Какого возраста? И, раз уж речь зашла об эмансипации, хотелось бы узнать, много ли среди ваших сотрудников женщин и какую они играют роль в коллективе?

— У нас в команде много разных людей. Всего около 70 человек. Когда люди занимаются разработкой идей, конечно, они много общаются. У нас несколько больше мужчин, чем женщин. Женщины великолепны, с ними можно горы свернуть. Вообще, у нас восхитительная команда. Конечно, в коллективе всегда встречаются люди, которые по-другому думают, но это не мешает нам творить.

Светильник, внешне напоминающий робота

Я считаю, что в нашей работе очень важно думать о невозможном или о том, что кажется невозможным. Например, у нас работал молодой дизайнер. Когда он заканчивал обучение в университете, то предложил достаточно консервативную конструкцию в качестве своей дипломной работы. Я сказал ему: «Это слишком скучно. Попробуй перейти через границы, попробуй сделать что-нибудь новое».

Один из демонстрационных залов студии Инго Маурера

И тогда возник светильник, который иногда называют роботом. Он дает великолепный свет, и его можно переставлять. Получился светильник, который работает во всех направлениях.

— Что, на ваш взгляд, помогает в работе дизайнера? 

— Знаете, я покажу Вам фото — это наша студия. Вы можете видеть здесь разные наши проекты. Тут и наши индивидуальные места, и public place. Заметьте — у нас царит креативный хаос. Я считаю, что хаос очень важен, поскольку он вдохновляет людей.

Four Times Four T — пример светильника на основе OLED

Мне действительно очень важна моя команда. Иначе было бы просто невозможно воплотить то, что мы воплощаем в жизнь, создать все эти вещи. Мы очень много путешествуем по миру, и это нас очень обогащает.

— Обязательно ли дизайнеру обладать таким свойством, как креативность?

— Креативность очень важна для тех, кто делает светильники. Примером тому может служить одна из последних наших работ, которая называется Looks So Flat («Выглядит очень плоской»). Замысел молодого дизайнера заключался в том, чтобы создать лампу как силуэт. Сделать словно бы срез лампы. Толщина светильника — всего 1 см. И, конечно, использованы современные источники света, а именно, OLED — органические светодиоды. Они существуют в принципе уже давно, только теперь их пытаются использовать для освещения. И определенно, это — будущее света. Но, тем не менее, я – за разнообразие подходов, за то, чтобы дизайнер мог выбирать и комбинировать различные способы освещения.

— Несколько лет назад Вы сказали, что светодиоды не могут заменить лампы накаливания, потому что у них слишком холодный свет. В связи с тем, что прошло время, появились новые технологии, получили широкое распространение светодиоды с «теплым» оттенком белого — не изменили ли Вы свою точку зрения?

— Нет, я не изменил свое отношение к светодиодам. Я всегда считал, что за ними будущее, что они важны. Если у меня и есть кое-что против них, то лишь только потому, что их зачастую неправильно используют. Если неправильно используют светодиоды, то возникает явственно ощутимый визуальный хаос. Кроме того, я, например, не люблю, когда светодиоды используют в автомобилях.

Дизайн светильника Metall T Cooper наглядно демонстрирует любовь Инго Маурера к технике

Я часто работаю со светодиодами. Один из наших первых опытов с этими источниками света (уже не помню, когда это было, но достаточно давно) называется Bellissimo Brutta — «красивый ужас» в переводе с итальянского. Это — комбинация красоты и отвратительности в одном.

Свой первый светодиодный светильник Belissima Brutta Инго Маурер представил еще в 1997 году

Я всегда очень любил эстетику техники, всегда интересовался техническими моментами. Здесь я использовал компьютерные платы, которые есть в любых мобильных телефонах. Я был восхищен ими в свое время, и не хотел прятать свое восхищение, хотел что-то сделать с этим. В действительности, получившийся светильник выглядит великолепно. И в нем чувствуется немного иронии. Также немного с иронией около 8 лет назад сделан другой светильник — LichtenStein, одна из моих любимых работ. Там тоже используются светодиоды… Кстати, я пробовал на основе светодиодов создать первые светящиеся обои… Они уже производятся. Я слышал, что люди из России интересуются этими обоями. Очень интересный момент — в них можно изменить рисунок, от абсолютно простого до чрезвычайно сложного. И можно очень красиво осветить помещение при помощи этих обоев.

— Какие свои работы Вы считаете знаковыми?

— Знаете, мне нравится все необычное. Например, я очень люблю взрывы. Как-то я взорвал автомобиль 15 м длиной. В зале, где теперь висит эта взорванная машина, проходят великолепные концерты. Это в Люксембурге. Помимо света, инсталляция может давать туман, который я люблю, пожалуй, не меньше, чем сумерки.

Необычный подход был использован при освещении экспозиции Картье в 1989 году. Это была работа с отражениями. Бассейн с водой, зеркало, рыбы, которые плавают. Все это освещено, а отражения видны на стене. Выглядит как призрачная китайская картина. И каждый момент совсем другой, картинка непрерывно меняется. Существуют три экземпляра этого светильника, и все три находятся сегодня в разных музеях. Одна из наших «звезд», самых дорогих «звезд» — это скульптура, которая излучает свет. В течение 9 месяцев готовится такой объект. Нужно ударить по нему молотком 5-7 миллионов раз, чтобы придать форму. Источники света расположены в разрезе, напоминающем шлицу. Но свет идет и наверх тоже. Отправной точкой для творчества стала китайская книга предсказаний.

Светильник Bang Boom

Забавен светильник «Бенг Бум» (Bang Boom) — это одна из последних вещей, которые я сделал. В первый раз мы представили его весной. Лимитированная серия. Свет просто великолепный. Основой стал комикс длиной примерно 4 м, с высказываниями, с подписями к персонажам…

В моей биографии есть такая лампа — «Рррадарррр» (рычит). Идея ее создания мучила меня в течение 25 лет, она буквально жила в моей голове. Вдохновила меня огромная антенна, которую я видел в Египте, в пустыне. Желание сделать похожий на радар светильник одолевало меня, пока я наконец его не сделал. С тех пор существует целая серия «Радаров». Представляет интерес техническое исполнение этих светильников, поскольку в нем используются светодиодные лампы исключительно малой толщины. Они накаляются в процессе работы, поэтому в светильник встроен кулер. Очень тонкая техника.

— Какие новые материалы Вы стали использовать для ламп в последние годы?

— Ответ на этот вопрос — лампа из силикона, которая называется «Случайное совпадение». Потому что появилась она на свет благодаря случайному совпадению. Силикон — это материал, которым я занимаюсь все больше и больше. В Вене сейчас готовится один большой проект, он будет очень впечатляющим, и в нем также использован силикон.

Я использую не только один материал, я очень открыт. Крайне важно много играть, многое попробовать. В человеке должно быть развито восприятие всего.

Меня как-то спросили в одном интервью: что бы вы рассказали о свете, например, восьмилетнему ребенку? Правильное освещение — это такое освещение, при котором человек комфортно себя чувствует. И очень важно, чтобы человек имел возможность играть со светом. Поскольку свет — это не только функциональная вещь, в нем есть душа, в нем есть более глубокая функция. И зачастую мы не всегда осознаем, что за функцию несет в себе свет, какая у него задача.



 
 
 
 

Читайте также:




МСвет, 23.12.2010 16:04:17

Обсуждаем статью: Инго Маурер: «Я не изменил свое отношение к светодиодам»
Опубликовано: 22.12.2010

Инго Маурер — один из самых неординарных дизайнеров, стяжавший лавры творца-оригинала еще в 60-е годы прошлого столетия. По сей день он не устает поражать нас необычными объектами. Некоторые его работы породили новые направления в проектировании света. Например, креативная программа Ya Ya Ho положила начало развитию шинных, а позже и струнных систем освещения. В каком-то смысле биография Инго Маурера — это история развития светотехники вообще. Прочитать статью



© ЗАО «C МЕДИА» 2008 - 2010 Магазин Свет